4,205 posts

К 130-летию со дня рождения Леонида Осиповича Утесова
(9/21 марта 1895, Одесса – 9 марта 1982, Москва)
Show more
Леонид Утесов — поистине всенародно любимый артист и певец — прожил очень долгую творческую жизнь на сцене. Первым из работников эстрады в 1947 году получил звание заслуженного деятеля искусств, а признание зрителей и слушателей завоевал задолго до этого события: его путь к славе начался в далекие 1910-е годы. Голос Утесова — один из самых узнаваемых советских символов 1930–1940-х годов, при этом его творчество не устарело и в наше время. Не перестала быть смешной «Прекрасная маркиза», трогательной — «Песня старого извозчика», глубокие чувства, как и прежде, вызывают «Раскинулось, море», «Заветный камень» и другие песни из обширного репертуара прекрасного артиста.

Леонид Осипович Утесов (наст. фам. Вайсбейн) родился 9/21 марта 1895 года в Одессе. Он вспоминал: «Мой отец был мелким служащим, семейный наш уклад был довольно мещанский, пределом мечтаний моих родителей было для дочерей среднее образование и замужество, для сыновей на выбор: инженер, доктор или юрист. В эти три профессии родители меня мечтали “всунуть”».

Леонида Утесова прельщало совсем иное: с раннего детства он увлекался музыкой, занимался игрой на скрипке, самостоятельно научился играть на гитаре, балалайке, банджо. Увлекался спортом, гимнастикой, борьбой. Такие разнообразные интересы сложно было сочетать с учебой: «И вот я учусь в среднем учебном заведении. Но зачем мне это все? Я люблю музыку, не могу жить без музыки. Люди, лишенные музыкального восприятия, кажутся мне калеками».
Не окончив коммерческое училище, Утесов начинает свою театральную карьеру в составе передвижного цирка, а потом в театре миниатюр. Он быстро влился в работу, имел успех у публики: «Все пошло как по маслу, я научился играть. Я знал всегда наизусть роли в пьесах, в которых играл... Через год я уже был совсем: “опытным” опереточным актером».

Артист приобрел ценный театральный и эстрадный опыт, однако оценивал его самокритично: «Маленький театр, нетребовательная разухабистая публика. Одесса, где даже воры имели свой театр, театр “Комета”, где публика состояла из воров... В этом театре я “царил”. Вся моя работа того периода была ошибкой ... у меня не было никакого опыта, а, во-вторых, руководить мною было некому».

В 1917–1920 годах Леонид, создав труппу при Политотделе 14-й дивизии, «культурно обслуживал» части Красной Армии в составе концертных бригад и агитпоездов. В начале 1920-х годов переехал в Москву, был принят в труппу Театра революционной сатиры, позже служил в Петрограде в «Палас-театре». Работал колоссально много. Писатель Виктор Ардов вспоминал об этом: «Летом 1922 года Утесов ежевечерне выступал в трех театрах. Не в трех ролях, а в трех театрах. Я не путаю и не преувеличиваю. «…» Может быть, кто-нибудь спросит: зачем нужно было выступать в один вечер в трех театрах? Темперамент артиста, его стремление радовать зрителей, свойственные Леониду Осиповичу, толкали его на такую безмерную нагрузку».

Нужно заметить, что к подготовке каждой роли Утесов относился очень ответственно, так, в письме к жене Е.О. Утесовой в 1922 году он писал: «Не успел раздеться, вызывают по телефону и говорят, что во вторник играю “Гейшу” в оперетте полностью в трех актах Вун-Чхи и что моя фамилия уже на афише. Я очень долго не соглашался, т.к. этой роли я не играл… Сегодня этот спектакль, и ужасно волнуюсь. Очень много пришлось работать и учить роль, так как она очень и очень большая, а мне играть скверно нельзя».

Леонид Утесов был не только человеком необыкновенной энергии, но и думающим актером, много размышлял о содержании и границах малых театральных форм, необходимости их расширения, реформирования. Одним из первых на эстраде, по собственной инициативе, начал читать рассказы советских авторов: И.Э. Бабеля, М.М. Зощенко, И.П. Уткина. Поиски новых форм привели к созданию в 1923 году в петроградском «Палас-театре» удивительного синтетического представления, объединявшего элементы театра, эстрады, цирка — вечера — спектакля «От трагедии до трапеции». Длилось представление шесть часов! Режиссер Георгий Крыжицкий, присутствовавший на представлении, вспоминал, что это был «какой-то бешеный фурор, необычайная сенсация».

Настоящая известность, большая музыкальная слава пришли к Утесову с созданием в 1928 году джаз-оркестра, чрезвычайно успешного и популярного. Руководить им Утесов будет более 45 лет! Известный критик Симон Дрейден так отзывался о первой программе оркестра: «Наши “американцы” успели в достаточной степени скомпрометировать джаз. Соберутся 5-6 унылых людей в кружок и с измученными лицами — жилы натянуты, воротнички жмут «…»— начинают “лязгать” фокстрот. «…»И вот “Теа-джаз”. Прежде всего — превосходно слаженный, работающий как машина — четко, безошибочно, умно — оркестр. Десять человек, уверенно владеющих своими инструментами, тщательно прилаженных друг к другу, подымающих дешевое танго до ясной высоты симфонии».
Успех был триумфальным. Зрителей восхищало многогранное мастерство Утесова — дирижера, конферансье, музыканта, певца. В 1930-е годы оркестр каждые два года представлял новую программу, отражавшую непрерывный творческий поиск.

Джаз-оркестр под управлением Утесова становится в 1930-е годы одним из самых популярных эстрадных коллективов. Песни Утесова — о Гражданской войне, лирические, шуточные — поют, запоминают, повторяют. Однако в начале 1930-х на оркестр нападал РАПМ, называя всю легкую музыку «музыкальным самогоном», а выступления Утесова «кривляньем», сопровождаемым «ужасным шумом».

В середине 1930-х годов на страницах газет разразилась дискуссия, в которой участвовали музыканты, представители Комитета по делам искусств. Допущение джаза на концертные эстрады признавалось «грубым извращением». Председатель Комитета по делам искусств П.М. Керженцев в рамках дискуссии указывал, что симфоническую музыку «подавил джаз в его худших формах... наши джазы по большей части сбиваются на дорогу американских и европейских кабацких ансамблей... Джазовая музыка действительно в значительной своей части недоброкачественна, судорожна, груба».

Резко высказывался об оркестре Виктор Шкловский: «Эстрада начинает притворяться, что она не эстрада — она притворяется театром. Это так же неправильно, как если бы театр притворялся эпосом, кино — театром. Л. Утесов — на редкость талантливый человек. Он создал превосходный джаз. Это человек с талантом и сильными руками художника, но он хочет немногого, прежде всего подражать театру, а какому — неизвестно... ».

Особой страницей в истории оркестра стали годы Великой отечественной войны. Уже в первые дни войны Леонид Утесов обратился в Народный комиссариат обороны с просьбой отправить оркестр на фронт для культурного обслуживания войск. Леонид Осипович писал жене в августе 1942 года: «Я вижу лицо войны. Сейчас мы находимся в деревушке, в которой никого нет. Один джаз.

В общем я бы ее назвал джаз-деревня. Иногда сидим совсем без “шамовки”, т.к. дорога тяжелая... Сегодня я выступал на передовой позиции…». Принимавший оркестр на Волховском фронте А.Д. Казарин вспоминал: «Почти каждый день выезжал оркестр с концертом в действующие части, при этом программа концерта каждый день пополнялась новыми, свежими номерами. Солдаты любили и с восторгом встречали Утесова. Он был им близок и понятен. На своих концертах Утесов одновременно был певцом, веселым конферансье, музыкантом, танцором и даже акробатом.»
Грандиозный успех и народная любовь не избавляли Утесова от критики, она сопровождала оркестр со дня создания. В 1930 году Утесов писал жене: «У меня здесь очень много неприятностей... Рецензия, где меня очень ругали, опять-таки признавая, что я “очень талантливый актер”, но что я проводник буржуазной идеологии... Что касается успеха, то он грандиозный... ».

Утесов, вне всякого сомнения, был личностью большого масштаба, а блеск его таланта ничуть не угас с годами. В 1954 году Аркадий Райкин писал ему под впечатлением от концерта: «Дорогой Леонид Осипович! Я видел Щукина, Михаила Чехова, Певцова, Москвина, Качалова и думал, что после этих актеров никто меня не взволнует с такой же силой «…» Сегодня, присутствуя при таком взлете Вашего таланта, понял я, что Вы стоите в одном ряду с этими уникальными актерами».

***
Личный фонд Л.О. Утесова в РГАЛИ — ф. 3005, насчитывает 1420 ед.хр. за 1894—1982 годы. Материалы архива были переданы в ЦГАЛИ Леонидом Утесовым, а после смерти — его вдовой А.С. Ревельс в 1982 году.

В фонде с полнотой представлены творческие, биографические и прочие документы артиста. Среди материалов творческой деятельности – роли, сыгранные Утесовым в театре и кино, сценарии концертов джаз-оркестра под управлением Л.О. Утесова, фотографии в ролях и фотографии концертов оркестра; пьесы, которые играл Утесов в Кременчуге, Одессе, «Свободном театре» Ленинграда и др., а также скетчи, рассказы, сценки, сыгранные им в театрах миниатюр. Сценарии концертов джаз-оркестра под управлением Л.О. Утесова, фотографии кадров и рабочих моментов фильма Г.В. Александрова «Веселые ребята» и др.

В фонде есть рукописи Утесова: воспоминания «Записки актера» (1937), «С песней по жизни» (1961), «Спасибо, сердце» (1976), воспоминания о И.Э Бабеле, И.О. Дунаевском, М.М. Зощенко, Р.Н. Симонове, К.И. Чуковском и др.

Полно представлена переписка артиста. Среди писем Утесова — письма к С.Г. Бирман, Д.Б. Кабалевскому, значительный комплекс писем к Е.О. Утесовой и др. В фонде отложилось более 600 писем к Утесову. Ему писали Г.В. Александров, И.Л. Андроников, Э.Г. Багрицкий, А.Н. Вертинский, М.М. Зощенко, И.Д. Кобзон, Е.В. Петросян, В.П. Соловьев-Седой, Д.Д. Шостакович, К.И. Шульженко и многие другие. Особенность архива Утесова — значительный объем писем к нему зрителей и слушателей, которых насчитывается несколько тысяч за 1920-е — 1980-е годы.

Среди биографических документов — материалы джаз-оркестра: афиши, программы и др. материалы. В разделе изобразительных материалов - более 800 фотографий Утесова. В фонде также представлены документы родственников артиста, его жены Елены Осиповны Утесовой и дочери Эдит Леонидовны Утесовой, эстрадной певицы.

А.А. Романенко,
начальник отдела РГАЛИ

#ЛеонидУтесов #Утесов #СоветскаяЭстрада #ДжазВСССР #Джаз #РГАЛИ #АрхивныеДокументы #МузыкавКино
2 people reacted
9 views
К 130-летию со дня рождения Леонида Утёсова

Леонид Осипович Утёсов был певцом, актёром театра и кино, чтецом,Show more конферансье, дирижёром, первым из эстрадных артистов был удостоен звания Народный артист Советского Союза.

22 марта 1975 года в день 80-летия Леонида Утёсова газета «Правда» опубликовала заметку «Адреса тех лет», написанную самим артистом и рассказывающую о письмах фронтовиков, полученных им в годы войны. Спустя полвека сайт «Ретропортал» опубликовал электронную версию газетной заметки, дополненную архивными фотографиями и песнями из военного репертуара Леонида Осиповича Утёсова.

https://www.retroportal.ru/leonid_utesov_pisma_gazeta..

#Утесов #ЛеонидУтесов #джаз #советскийджаз #юбилей #музыка #история
53 people reacted
490 views
Приглашаем 20 марта в 19:30, накануне Дня рождения Александра Вертинского, в Москве в концертный зал "БРЮСОВ-ХОЛЛ" (Брюсов пер., 11) на музыкальный спектакль "АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ. ЖЕЛТОЕ ТАНГО"Show more
Справки и бронирование мест по тел. 8-925-050-40-47
Информация и билеты: https://brusov-hall.ru/vertinskiy_2003

Этот захватывающий двухчасовой спектакль смотрится на одном дыхании. Это спектакль о жизни. О судьбе. О душе. Здесь есть все: трагедия и комедия, боль и красота, томление и надежды, вся жизнь великого Мастера в разные периоды его творчества. Каждая песня – одна новая маленькая жизнь. Каждые десять минут спектакля – новый Вертинский: то восторженный и ироничный, то мудрый и печальный.
Лучший дар памяти артиста – это не забывать его, и придя на «Желтое танго», вы не только увидите лучший московский спектакль о Вертинском, но и проведете необычайно трогательный вечер, тонко окутанный фортепианной музыкой Ирины Скосыревой и скрипкой Дмитрия Акинфина (оркестр Владимира Спивакова)
1 person reacted
28 views
31 января - день рождения "Встречи с песней". Поздравляем!
С 1967 года за более чем полувека передача БЕСПРЕРЫВНО продолжала выходить в эфир, несмотря на жёсткие цензурные препоны,Show more кромсавшие строки писем и не пускавшие в эфир отдельные песни. Продолжала исправно выходить в эфир, попав в немилость руководства Гостелерадио СССР, но имея колоссальную слушательскую почту и выжила в 1990-е годы, даже лишившись студии и аппаратной, доступа к фонотеке и финансирования.
Она продолжает быть с нами и сейчас, здесь в Сообществе и в веб-архиве передачи, работа над которым, его пополнением не прекращается ни на один день.

Нам удалось разыскать заметку, опубликованную газетой "Культура" в сентябре 1991 года - письмо радиослушательницы Елены Павленко из родного для автора и ведущего "Встречи с песней" Санкт-Петербурга - крик души в защиту передачи в преддверии её 25-летия, когда реорганизация радиовещания привела к тому, что "Встреча..." перестала быть доступной многим слушателям. Но благодаря таким неравнодушным людям, как Елена Семёновна Павленко, как депутат Ленсовета от Кронштадта Владимир Степанович Андреев (кстати сказать, участник нашего Сообщества), любимая передача смогла вернуться к своей аудитории и в "лихие 90-е"...
Прочитать эту заметку можно в веб-архиве по ссылке:
🔗https://history.retroportal.ru/vstrecha_s_pesnej_info..🔗

На фото: советская открытка 1967 года, художник Ирина Искринская

#ВстречаСпесней #ВикторТатарский #радио #историярадио #архивырадио #культура #ЕленаПавленко #ВладимирАндреев #лихие90е #газетаКультура
6 people reacted
99 views
#музыканасоветскомТВ 🎶

30 января поздравим с днем рождения живую легенду советскойShow more эстрады, певицу Гертруду Юхину (86 лет).

С 60-х и до начала 90-х годов Гертруда Георгиевна была солисткой Ленконцерта, работала с Ленинградским концертным оркестром Анатолия Бадхена. Ее самые известные шлягеры того времени: "Над Кронштадтом туман", "Песня о тебе", "Тот или не тот", "Ястребиное перо" и др.

Редкая запись! Гертруда Юхина "Песня о Ленинграде" (1969)

Авторы песни не указаны.

Фрагмент программы "С днем рождения"

Главная редакция музыкальных программ, 1969 г.

#ГертрудаЮхина #ПесняОЛенинграде #гостелерадиофонд #СоветскоеТелевидение #SovietTV
5 people reacted
69 views