♥♥♥
«Мой ребенок не любит читать»📚

Слышали когда-нибудь такое от родителей? А может, самиShow more частенько так говорите?

————

Не знаем, как вы, а мы очень часто на консультациях слышим эту фразу. Конечно, дальше беседа переходит в русло «и что же с этим делать? Как ЗАСТАВИТЬ его полюбить книги?»

‼ Ну, начнем с того, что слова «заставить» и «полюбить» рядом стоять в одном предложении не могут априори. Они из разных сказок. А вот увлечь чтением - можно попробовать!

На своем опыте мы выявили две главных стратегии, как быть с детьми, которые не любят читать. Назвали их, условно, «директивная» и «недирективная». Готовы ими поделиться.

❗Начнем, пожалуй, со второй. Чтобы ее реализовать, мы пойдем от интересов ребенка и попробуем начать их разделять. Ребенок увлечен автомобилями?

Отлично!

Поищем вместе интересные статьи про новые разработки в мире автомобилей. Позовем ребенка почитать их вместе. Купим новый выпуск журнала «За рулем» и искренне попробуем найти, что там интересного пишут. С упоением будем читать статью за статьей, подкидывая информацию ребенку. Пригласим к обсуждению прочитанного (для этого ему тоже надо будет прочитать статью, вообще-то!).

Ребенок все свободное время готов уделять майнкрафту? Класс!

С горящими глазами покажем ему ссылки на книги про майнкрафт и предложим заказать их. А потом будем искренне (это важно!) интересоваться, что там случилось со Стивом в каждой новой главе.

Ребенок смотрит аниме и видит мир через «японские очки»? Супер! Огромное количество комиксов издано на эту тему! Купим парочку, удивив ребенка вечером тем, что сидим и с увлечением листаем новую книгу, периодически восторженно что-то восклицая (вы даже не заметите, как подросток утащит ее у вас из под носа).

Наши дети удивительным образом склонны присоединяться к нашим интересам.

И, к сожалению, часто просто пример взрослого, читающего книгу, не работает. Ребенок видит в этом не знак того, чтобы тоже взять книгу и сесть читать рядом, а проявление того, что у каждого есть свои интересы - взрослый любит читать, а он любит смотреть видео на ютубе и важно выделять время на свои интересы (что тоже, кстати, неплохой урок!).

Но поиск совместных интересов - гораздо точнее попадает в яблочко!

Когда появляются общие темы для разговоров, совместное времяпрепровождение, увлечь ребенка еще и общим видом деятельности становится проще.

❗«Директивный метод» тоже вполне заслуживает право на существование.

Тут все просто: тебе можно не любить ту или иную деятельность. Но есть то, что ты просто должен уметь, то, что необходимо для полноценной жизни.

Например, есть люди, которые водят машину, но совершенно этого не любят (это мы! 😁).

Они выучили дорожные знаки, овладели техникой езды за рулем, научились парковаться и другим премудростям. Они ездят на машине потому, что это добавляет им необходимой мобильности и экономит время. Они прекрасно умеют водить. Но не любят. И если у них есть возможность сидеть на пассажирском сидении, они с радостью это делают.

Так и с книгами. Уметь читать - необходимость. Даже так: хорошо уметь читать - необходимость. Ребенок должен овладеть этим навыком на достаточном уровне, чтобы мочь понять задачу в школьном учебнике, изучить новый материал в профессиональной литературе в послешкольном обучении или в работе, прочитать и понять кредитный договор, наконец, во взрослой жизни. Но они имеет право не любить этот процесс, предпочитая, например, аудиокнигу или вообще видеоформат.

Принимая такую позицию, мы значительно уменьшаем напряжение в детско-родительских отношениях.

⭐Важно то, что обе эти стратегии направлены на формирование теплых отношений с ребенком, укрепление здоровой связи с ним. Просто одна стратегия позволяет экономить родительские ресурсы, а другая требует больших их затрат во имя благих целей. И тут каждый родитель вправе сам решить, к чему он больше готов и что может себе позволить.

А еще из важного - это ответить честно себе на вопрос: зачем именно вам читающий ребенок? Чтобы он больше знал об окружающем мире? Чтобы наслаждаться идиллической картиной «Ребенок с книгой на подоконнике в подушках»? Чтобы окружающие говорили: «Ах, какой читающий ребенок, умница, родители хорошо его воспитали!»?

Ответ на этот вопрос поможет лучше подобрать стратегию, которая подходит именно вам.

Мы желаем вам удачи в этом непростом деле и напоминаем, что мы можем помочь овладеть навыком чтения детям, которым это требуется❤.
23 people reacted
464 views
ВОСКРЕСНЫЙ ПИРОГ
.
Вася продолжает поститься, поэтому я, похоже буду скоро мастером постнойShow more выпечки. Сегодня у нас медовая коврижка с изюмом и фисташками.
.
💧 Вода - 250 мл
🍚 Сахар - 200 г
🍯 Мёд - 4 ст.л
🍚 Мука - 250 г
🥄🥄 Какао - 2 ст.л
🥄🥄 Разрыхлитель 2 ч.л
🥄 Корица 1 ч.л
🤌 Имбирь, мускатный орех, соль - по щепотке
🥃 Растительное масло - 50 мл
🍇Изюм - 100 г

Изюм промыть, залить кипятком и оставить запариваться. В теплую (50-55°) воду добавить мед, сахар и размешать до полного растворения. В другой миске смешать 200 г муки с разрыхлителем, какао, имбирём, мускатным орехом, корицей и солью. Влить туда воду с медом и сахаром и перемешать миксером до однородности. Влить подсолнечное масло и снова тщательно перемешать. Всыпать оставшуюся муку и снова перемешать. Тесто получится текучее, однородное, но достаточно густое. С изюма сливаем воду и вмешиваем его в тесто. У меня было мало изюма, зато были фисташки - я добавила ещё их. Можно добавить любые другие орехи, цукаты или сухофрукты. Выпекаем коврижку в разогретой до 180°С духовке примерно 45-50 минут до сухой шпажки. Украсить можно любой помадкой, но я просто посыпала сахарной пудрой.
.
Получилось ооооочень ароматно, вкусно, но немного по-зимнему за счёт запаха специй. Ну как раз, у нас завтра обещают похолодание, готовимся.
.
Этот и предыдущие пироги тут: https://t.me/voskresniypirog
4 people reacted
84 views
Это важно. Очень важно!
Продолжим читать. 📚

Начало тут.Show more

Можно выделить факторы, которые, казалось бы, не связаны напрямую с чтением, но повышают риск того, что процесс овладения чтением будет затруднен. Вот они:

🥱Повышенная утомляемость, колебание работоспособности: ребенок очень быстро устает. Начинает любую деятельность вроде бодро и активно, но через несколько минут он ею совершенно вымотан.

🏃‍♂Гипо- или гиперактивность: вялый, тяжёлый на подъем ребенок или вечный двигатель, который сложно зафиксировать на одном месте - и то, и другое говорит об особенностях работы нервной системы.

👈👉Пространственные трудности: ребенок долго не мог освоить понятия "сверху", "снизу", "впереди", "сзади", никак не может разобраться, где право, где лево, не усваивает порядок времён года и месяцев, не может научиться определять время по часам, не понимает, как на карте найти ту или иную точку.

💡Упрощение деятельности: ребенок начинает выполнять ту или иную деятельность и как только более менее в ней разобрался, начинает придумывать или неосознанно подключать всякие хитрости, чтобы эту деятельность сделать проще - быстрее закончить, выполнить с минимальным своим участием, минимизировать те моменты, где надо подумать или удерживать внимание.

💭Трудности вхождения в задание: прежде, чем начать выполнение любого дела или задания, ребенок долго собирается, отвлекается, готовится или, наоборот, сопротивляется.

🗣Бедность словаря и речи. Ребенку сложно сформулировать свою мысль и подобрать слова, речь изобилует междометьями, словами-паразитами и прочим косноязычием в попытке объяснить элементарные вещи.

———-

❗Замечатете что-то из этого у ребенка?

Чем раньше обратить на это внимание, тем больше возможностей скорректировать и обойти трудности чтения стороной.

Но бывает так, что трудности уже возникли. Чаще всего учителям и родителям кажется, что ребенок вредничает, ленится, балуется, поэтому так плохо читает, но это ошибочное мнение.

Вот маркеры, которые ярко показывают, что ребенку нужна помощь в овладении навыком чтения:

✔Не может запомнить буквы, алфавит. Уже несколько лет учит, но каждый раз, как видит какую-то букву, вынужен морщить лоб, поднимать глаза к небу и припоминать, как же она называется.

✔Побуквенное или послоговое чтение. Буквы, вроде, все знает, и даже в слоги складывает, но слова не получаются. Например, слово "кот" читается ребенком так: кэ - о = кэо - т = кэот. Никак слово "кот" не узнать. Но можно догадаться. А как быть с более длинным словом, "белка", например?..

✔Навык чтения не автоматизируется. Ребенок уже довольно давно научился читать, но застрял на каком-то этапе и не двигается дальше. Прочтение каждого слова и каждого предложения - тяжкий труд, он должен мобилизовать все силы для этой работы. Чтение, несмотря на время и практику, так и не стало его естественным процессом.

✔Угадывающее чтение. Ребенок читает текст, но пытается додумать, досочинить, угадать окончания слов в нем. Получается очень увлекательная история, но совсем не та, которую написал автор. Или получается белиберда, тогда ещё и понимание прочитанного нарушается.

✔Пропуски букв : буквы "выпадают" - смысл прочитанного теряется.

✔Сниженная интонированность чтения - ребенок читает "на одной ноте", невыразительно.

✔Очень медленный темп чтения.

✔Путает парные согласные; звуки, близкие по написанию (у-и, ш-щ, ж-х), по способу произношения (ж-з, т-п, т-к, т-н), по оптическому образу (а-о-е, и-ш-п, б-в-р), буквы, имеющие четкую пространственную ориентацию (э-е, б-д).

✔Потеря строки - перепрыгивает со строчки на строчку, постоянно тратит время на то, чтобы найти, где он остановился.

✔Нарушение порядка букв - читает не "колесо", а "лекосо".

✔Зеркальное чтение - читает слова наоборот. Не "кот", а "ток".

✔Нет понимания смысла прочитанного.

——-

❗Если эти проблемы возникли, не надо ждать, что они решатся сами собой. Ребенок не "перерастет". И не надо думать, что это "лечится" по принципу "чем больше читаешь, тем быстрее научишься". Так только закрепляются проблемы. И нет, он не ленится.

Надо выяснять причину и прицельно работать над ней.
6 people reacted
218 views
Болью отозвался этот пост уважаемой и любимой мною Елены Александровны...
ИСТОЩАЕМЫЙ ИЛИ ПРЕСЫЩАЕМЫЙ?
Свою практическую деятельность в качестве медицинского психолога я начала в 2000 году. Show more
Тогда была «мода» на раннее обучение академическим навыкам, которая началась в конце 80, начале 90-х гг.
Буквально с пелёнок многих детей стремились обучить чтению, счёту, шахматам, иностранному языку и т.д.
Всё это происходило на фоне исчезающего из жизни детей влияния «дворовой культуры».
То есть дети практически не гуляли сами по себе, не играли в подвижные игры, не знакомились спонтанно и т.д.
Из жизни детей исчезали бесплатные кружки, «Дворцы пионеров» и спортивные секции по интересам и возможностям ребёнка.
В результате, общество получило физически ослабленных, быстро устающих от когнитивной нагрузки «головастиков» и «вербалистов».
Эти ребята были хорошо развиты интеллектуально, с прекрасным познавательным интересом, но им крайне сложно было концентрироваться на школьных заданиях, на фоне утомления они забывали, то что буквально недавно изучили, могли заплакать при столкновении с объективными трудностями.
Их нервная система действительно была истощена ранним обучением и отсутствием адекватной физической нагрузки.
Однако, после 2010 года в практике стали появляться несколько иные случаи.
Приходили дети, которые физически в целом были неплохо развиты, но у них отсутствовало желание учиться, узнавать новое, речь была более скудная чем у предыдущих поколений.
Тем не менее, по инерции, проводя нейропсихологическую диагностику, многие специалисты по прежнему, в качестве ведущего нарушения выводили этим детям недостаток активации, истощаемость и утомляемость, но уже в значительном сочетании с трудностями произвольной регуляции.
❗Для коррекции этих проблем, родителям по прежнему рекомендуютВсё так же родителям увеличивать физическую нагрузку и снижать умственный перегруз.
Однако это не приводит к улучшениям в обучении и поведении современных детей.
Потому что бОльшая часть современных детей в основе трудностей с поведением и обучением имеют не истощаемость, а ПРЕСЫЩАЕМОСТЬ!
Если раньше, детей с раннего возраста начинали водить на обучение академическим навыкам, то сейчас их водят в сенсорные комнаты, развивают сенсомоторную сферу, где они практически не сидят за столами, передвигаются по своему желанию, даже если деятельность предполагает сидение за столом и быть усидчивым.
Дети очень мало занимаются продуктивными видами деятельности, которые как раз развивают усидчивость, последовательность действий и концентрацию.
Сейчас если ребёнок «не хочет», его не заставляют.
Современные родители и педагоги в погоне за свободой и правами забыли, что ответственность за свои действия тоже воспитывается и формируется с детства. ❗Взрослые путают понятия насилие, как грубое и жесткое обращение с понятием УСИЛИЕ - как необходимый компонент произвольного, а в последующем и волевого поведения.
В результате у многих современных детей не формируется произвольное поведение.
На диагностике такие дети без разрешения берут вещи в кабинете, потому что они им понравились, они скандалят, если им ставят границы, они отказываются от выполнения посильных для возраста заданий, а родители при этом говорят о том, что задания очень сложные и они этим не занимались.
В школе такой ребёнок НЕ ХОЧЕТ следовать правилам, дерзит педагогам, при необходимости выполнять рутинную деятельность, как то чтение, письмо или счёт.
Отвлекаются на посторонние стимулы или совсем отказывается от деятельности.
Внешние признаки похожи с истощаемостью -зевают на уроках, ложиться на парту, не запоминают материал и т.д.
Однако, при установлении внешних границ, при систематической настойчивости и адекватной требовательности, с привлечением правил и необходимости следовать им, дети чудесным образом, начинают усваивать школьный материал, выполнять домашние дела, адекватно себя вести.
Большая ошибка таким ребятам назначать в качестве коррекции занятия сенсорной интеграцией или сенсомоторной коррекцией, идти у них на поводу из серии «нежно следовать за ребёнком».
❗Пресыщаемость не связана с утомлением, это, как писали известные учёные -психологи В.Н. Мясищева и В.И. Меерович - «отношение личности к выполняемой работе», а личность не дана нам с рождения, она воспитывается. Качество личности ребёнка зависит от окружения, в котором он растёт, от ценностей, которые транслируются в семье, детском саду, школе и т.д.
Дефекты воспитания не лечатся массажами, интеграцией рефлексом, сенсомоторной коррекцией и сенсорной интеграцией.
Не путайте пожалуйста явления пресыщаемости с явлением стощаемости.

#готовностькшколе, #обучениедетей, #нейропсихология, #нейротренажеры, #воспитание , #раннееразвитиедетей, #развитиемозгаребенка, #логопед, #дефектолог.
11 people reacted
206 views
ВОСКРЕСНЫЙ ПИРОГ
.
Постный морковный пирог. Василина постится, я не могла её так подвести иShow more оставить без воскресного пирога. Поэтому нашла вот такой рецепт
.
🍚 Мука - 150 г
🥄 Масло растительное без запаха - 8 ст. л.
🍚 Сахар - 1 ст.
🥃 Сок персиковый - 1 ст
🌰 Орехи грецкие или фундук (у меня 50/50) - 150 г
🥕 Морковь - 150 г
🥄Разрыхлитель - 1 ч.л.
🥄 Ванилин - 1 пакетик
🤌 Соль - 1 щепотка
🍚 Сахарная пудра - 150 гр
🍋 Лимонный сок - 2 ст.л.
💧 Вода - 2 ст.л.
.
Обжариваем орехи. В глубокой миске смешиваем сахар, соль с растительным маслом и соком. Добавляем натёртую на мелкой тёрке морковь. Часть орехов оставляем для украшения, остальные перемалываем в блендере и добавляем в миску, перемешиваем. Добавляем муку, смешанную с разрыхлителем и ванилином, перемешиваем до однородного состояния. Форму смазываем маслом, переливаем туда тесто и выпекаем в разогретой до 200° духовке 40-50 минут. Полностью остужаем, достаем из формы.
.
Готовим помадку: смешиваем сахарную пудру с лимонным соком и водой. Поливаем ею остывший пирог и украшаем орехами.
.
Получается очень влажный, ароматный и аппетитный пирог! Только предупреждаю - довольно сладкий - помадка добавляет сладости коржу. Можно заменить ее на крем с творожным сыром или положить меньше сахара в тесто. Но для сладкоежек этот рецепт идеальный!
35 people reacted
338 views