«Мой ребенок не любит читать»
Слышали когда-нибудь такое от родителей? А может, сами
Show more частенько так говорите?
————
Не знаем, как вы, а мы очень часто на консультациях слышим эту фразу. Конечно, дальше беседа переходит в русло «и что же с этим делать? Как ЗАСТАВИТЬ его полюбить книги?»
Ну, начнем с того, что слова «заставить» и «полюбить» рядом стоять в одном предложении не могут априори. Они из разных сказок. А вот увлечь чтением - можно попробовать!
На своем опыте мы выявили две главных стратегии, как быть с детьми, которые не любят читать. Назвали их, условно, «директивная» и «недирективная». Готовы ими поделиться.
Начнем, пожалуй, со второй. Чтобы ее реализовать, мы пойдем от интересов ребенка и попробуем начать их разделять. Ребенок увлечен автомобилями?
Отлично!
Поищем вместе интересные статьи про новые разработки в мире автомобилей. Позовем ребенка почитать их вместе. Купим новый выпуск журнала «За рулем» и искренне попробуем найти, что там интересного пишут. С упоением будем читать статью за статьей, подкидывая информацию ребенку. Пригласим к обсуждению прочитанного (для этого ему тоже надо будет прочитать статью, вообще-то!).
Ребенок все свободное время готов уделять майнкрафту? Класс!
С горящими глазами покажем ему ссылки на книги про майнкрафт и предложим заказать их. А потом будем искренне (это важно!) интересоваться, что там случилось со Стивом в каждой новой главе.
Ребенок смотрит аниме и видит мир через «японские очки»? Супер! Огромное количество комиксов издано на эту тему! Купим парочку, удивив ребенка вечером тем, что сидим и с увлечением листаем новую книгу, периодически восторженно что-то восклицая (вы даже не заметите, как подросток утащит ее у вас из под носа).
Наши дети удивительным образом склонны присоединяться к нашим интересам.
И, к сожалению, часто просто пример взрослого, читающего книгу, не работает. Ребенок видит в этом не знак того, чтобы тоже взять книгу и сесть читать рядом, а проявление того, что у каждого есть свои интересы - взрослый любит читать, а он любит смотреть видео на ютубе и важно выделять время на свои интересы (что тоже, кстати, неплохой урок!).
Но поиск совместных интересов - гораздо точнее попадает в яблочко!
Когда появляются общие темы для разговоров, совместное времяпрепровождение, увлечь ребенка еще и общим видом деятельности становится проще.
«Директивный метод» тоже вполне заслуживает право на существование.
Тут все просто: тебе можно не любить ту или иную деятельность. Но есть то, что ты просто должен уметь, то, что необходимо для полноценной жизни.
Например, есть люди, которые водят машину, но совершенно этого не любят (это мы!
).
Они выучили дорожные знаки, овладели техникой езды за рулем, научились парковаться и другим премудростям. Они ездят на машине потому, что это добавляет им необходимой мобильности и экономит время. Они прекрасно умеют водить. Но не любят. И если у них есть возможность сидеть на пассажирском сидении, они с радостью это делают.
Так и с книгами. Уметь читать - необходимость. Даже так: хорошо уметь читать - необходимость. Ребенок должен овладеть этим навыком на достаточном уровне, чтобы мочь понять задачу в школьном учебнике, изучить новый материал в профессиональной литературе в послешкольном обучении или в работе, прочитать и понять кредитный договор, наконец, во взрослой жизни. Но они имеет право не любить этот процесс, предпочитая, например, аудиокнигу или вообще видеоформат.
Принимая такую позицию, мы значительно уменьшаем напряжение в детско-родительских отношениях.
Важно то, что обе эти стратегии направлены на формирование теплых отношений с ребенком, укрепление здоровой связи с ним. Просто одна стратегия позволяет экономить родительские ресурсы, а другая требует больших их затрат во имя благих целей. И тут каждый родитель вправе сам решить, к чему он больше готов и что может себе позволить.
А еще из важного - это ответить честно себе на вопрос: зачем именно вам читающий ребенок? Чтобы он больше знал об окружающем мире? Чтобы наслаждаться идиллической картиной «Ребенок с книгой на подоконнике в подушках»? Чтобы окружающие говорили: «Ах, какой читающий ребенок, умница, родители хорошо его воспитали!»?
Ответ на этот вопрос поможет лучше подобрать стратегию, которая подходит именно вам.
Мы желаем вам удачи в этом непростом деле и напоминаем, что мы можем помочь овладеть навыком чтения детям, которым это требуется
.