Григорий Зайцев - лекции о композиторах ХХ века:
1) "Уолтер Пистон и "отцы основатели" американского симфонизма"
2) "Форма, чего ты желаешь от меня? Архитектоника Пьера Булеза"Show more
3) "Под сенью брутализма: симфонии Эгона Веллеса"
3) "Под сенью брутализма II: Эрнст Кшенек".
5) "Антон фон Веберн и Ле Корбюзье: два портрета одной эпохи"
6) "Моисей и Аарон" Арнольда Шёнберга - культурный след и
современные параллели.
7) "Музыка Мортона Фелдмана и трансперсональная психология"
8) "Спектральная музыка и симулякры Ж. Бодрийяра"
9) "Хельмут Лахенман - зерцало нашей эпохи"
10) "Философия современного музыкального искусства и проблема восприятия"
***
Зайцев Григорий Сергеевич - композитор, искусствовед, культуролог, кандидат искусствоведения, член Правления Союза московских композиторов (2012–2017), член Союза композиторов РФ, доцент кафедры философии, истории, теории культуры и искусства Московского Государственного Института Музыки им. А.Г. Шнитке (2007–2017), доцент Белгородского государственного института искусств и культуры, а также Института журналистики и литературного творчества (Москва), руководитель лаборатории Актуального Искусства Шнитке–Центра (2016–2017), руководитель ансамбля современной музыки «Свобода звука», лауреат более двадцати Всероссийских и международных композиторских конкурсов (проходивших как в России, так и за рубежом), инициатор и руководитель просветительского интеллектуального проекта «Булез–Ликбез», автор более ста музыкальных произведений практически во всех жанрах, а также четырех культурологических книг.
***
Лекции проекта Григория Зайцева "Булез-ликбез" посвящены актуальным проблемам современной музыки и рассчитаны как на специалистов, так и на людей далеких от музыкального искусства. Лекции представляют собой философский и культурологический подход к тому, что есть классическая музыка сегодня.
***
официальный канал Г.С. Зайцева
https://www.youtube.com/channel/UCzLbPYr8ct483oreUjuN..?
группа интеллектуального проекта "Булез-ликбез"
https://vk.com/club136438709
617 people reacted
52K views
Я наконец-то завершил работу по реконструкции и написанию финальных сцен для неоконченного романа Дэвида Линдсея "Ведьма" (1930-е). Этот роман, который Линдсей считал своим главным детищем не просто не былShow more завершён, но был лишь намечен в общих чертах (структура, драматургия, идеи). Публикация этого произведения, которая выходила в Англии в 1976 является не ясным по задачам обнародованием этих черновиков (причём с переработкой, но без текстологического анализа и без завершения). Читать её очень сложно и становится очень обидно за автора - так как за готовый текст там выдавали наброски, мысли, пометки, которые Линдсей делал лишь для самого себя. На протяжении последних месяцев я работал над восстановлением этого романа в стилистике Линдсея. Продуманную автором форму я облёк в привычную для линдсеевской прозы плоть, а также завершил роман, исходя из особенностей философии этого писателя. Уже этой весной роман выйдет в издательстве "Касталия" и у вас будет возможность прочесть лучший роман Линдсея так, как он мог бы его написать, если бы ему на это хватило жизненного времени и сил. Не претендуя на то, что я воссоздал именно то, что сделал бы сам Линдсей (это, увы, невозможно) я, тем не менее, постарался выполнить этот титанический литературный труд так, как сам Линдсей мог бы это сделать (но не обязательно сделал бы именно так). Так что в полной и художественно оформленной версии роман "Ведьма" теперь есть только на русском языке. Надеюсь, что русскоязычная аудитория оценит это, безусловно, выдающееся произведение прекрасного и глубокого автора.

"...И всё же на каком-то непостижимом для нас уровне что-то останется – что-то такое, что можно бы было назвать духом. Тогда и только тогда этот внутренний дух абсолютно беззвучной и одинокой музыки совпадёт с неисчерпаемой болью небес..."

"Некоторые считают одиночество благородным, и меряют силу духа тем, как человек переживает такое состояние; они противопоставляют тихие глубины непрерывного одиночества вульгарной общественной суете и нравам толпы. Подобный утончённый отшельнический характер, однако, тоже всего лишь очередное удовольствие, скрывающее истинное одиночество, не доставляющее никому никакой радости, лишь только страх и отчаяние". ("Ведьма" Д.Линдсей)
105 people reacted
2.6K views
Выкладываю запись моего цикла "Парки Москвы", загруженную на ВК (не YouTube).
Исполнение этого цикла состоялось в Доме композиторов СПб около двух месяцев назад - исп.: Кристина Фиш и Дарья Золотовская. Сочинение былоShow more написано в рамках заказа от союза композиторов России при поддержке Министерства Культуры "Ноты и квоты 2023".
Аннотация:
Цикл "Парки Москвы" написан не только о тех природных ландшафтах, которые можно найти как в центре, так и на периферии столицы, но также и о богинях судьбы (латинских парках, в Греции известных как мойры, а в мифологии северных народов Европы как норны). Эти парки (Нона, Децима и Морта) определяли жизнь человека от рождения и до его смерти. Нона (девятая) отвечала за жизнь человека в материнской утробе и его рождение (оттуда и имя парки, соответствующей времени вынашивания женщиной дитя). Децима (десятая) отвечает за земную жизнь от детства до старости. И наконец, Морта (этимология имени которой очевидна) - соответствует постепенному угасанию и смерти каждого из когда-либо рожденных. Этот процесс (который в человеческой жизни может растянуться на целый век) природа повторяет ежегодно и именно это позволило мне объединить с триадой судьбы как классическую структуру "времён года" (идущих от весны к зиме), так и собственно московские парки, близкие лично мне по той или иной причине. Рождение. Весна. Нона и источник жизни, воплощённый в роднике в Покровское-Стрешнево, сменяется буйством летних Царицинских фонтанов, звучащих под покровительством мифической парки Децимы. Осенняя интермедия живописует покрытый тонкой коркой льда пруд в лефортовском парке. Это тоже сфера действия Децимы, но уже не в фазе роста, а скорее угасания, прощания. Финал - выход Морты - это смерть, представленная холодным заснеженным ландшафтом Голосова оврага - провала в исторической части Москвы, с которым связан ряд городских легенд. Цикл начинается с колыбельной, где звучит человеческий голос (пение одного из исполнителей), а музыкальная ткань ограничена использованием всего пяти нот. Далее следует классически лапидарная двойная фуга - поклон пышной эпохе Просвещения. За ней - интермедия, с её прихотливым метром рисует эпоху исканий своей идентификации (от раннего романтизма до модерна). И, наконец, финал с его подчёркнутыми контрастами диатоники и хроматики есть рефлексия экзистенциального конца и того короткого шлейфа, который следует после него - образа умершего человека, постепенно расстворяющегося в памяти близких. Это одновременно объективное отображение и субъективное переживание того, что ждёт каждого рождённого. Впрочем, для парков (как и для парок) цикл смерти и возрождения многократно повторяется, но повторится ли он для человека? Многие пытались ответить на этот вопрос, но до сих пор так и не пришли к единому мнению. Кто-то алчно желает верить, другие же готовы свидетельствовать лишь о том, что видят. Мой цикл не даёт ответов на этот вопрос, он его лишь ставит - причём сразу на разных уровнях: архетипическом, мифическом, личностном.
60 people reacted
1.3K views
Вот мне и 42 года. Родившись в последний день первого месяца, я смотрю вперёд, через прошлое, через историю, через традиции, как и патрон этого месяца двуликий Янус-Януарий. Show more
Кстати, имя Янус (бог, в честь которого назван месяц январь) означает "дверь" или "арка/портал". Дверь ведёт от одного к другому, от того что было к тому, что будет.
Настоящее - это всего лишь дверь - проход от чего-то, к чему-то новому.
274 people reacted
2.3K views
Теперь меня обвиняют, что я не разобрался в утверждениях РАН относительно того, что РАН отрицает возможность гадания на картах и считает это мошенничеством. Предваряя дальнейший лонгридShow more сообщаю:
я всячески поддерживаю борьбу с мошенничеством во всех сферах (ненавижу мошенников и горяче приветствую любые адекватные инициативы по пресечению их афер), НО собирать под одним ярлыком ВСЁ таротическое сообщество и называть ВСЕХ его членов мошенниками по определению - как минимум однобоко и недальновидно и в чём-то напоминает "коллективную вину".
И так, что же со статьей РАН?
Я как раз в ней разобрался и написал подробно ПОЧЕМУ Таро - это далеко не всегда мошенничество. Однако, некоторые наши уважаемые депутаты используют именно тот нарратив, который представлен в названии статьи, а не в её содержании и именно он продавливается сейчас через все наши СМИ. Я полагаю, что это не случайно и вовсе не для "красного словца". Так что я вполне закономерно использовал именно название статьи - по той же причине по какой оно появилось во многих изданиях нашей прессы - ибо именно ЭТО оружие направленно сейчас на эзотериков России. Однако, даже полная версия статьи РАН о Таро и гаданиях ничем особо не может прояснить однобокую агрессию, направленную против тех, кого можно назвать практиками Таро. Ибо в этой статье "всё в кучу". К примеру, цитирую:
«Эта сфера деятельности относится к типичной лженауке — нет никаких доказательств возможности предсказаний по картам таро или по звездам, не говоря уже о колдунах. Это мошенники чистой воды, которые пользуются уязвимостью людей в сложных ситуациях и за деньги наживаются на этих людях, их обманывают»,— сказал представитель РАН.
Материалы данной статьи никак не опровергают моего мнения о картах Таро, да там и не представлено никаких особенных опровержений. Историей карт я занимаюсь многие годы и как искусствовед, и как текстолог и меня всегда поражали насколько в научном сообществе относительно карт Таро распространено неимоверное количество суеверий. И если исследование истории Таро учёные хоть как-то могут принять, то вот изучение практики Таро (исключительно с научной точки зрения) - оказывается за пределами терпения академического дискурса.
Провести тонкую деконструкцию самого понятия "предсказание" в РАН или не хотят, ли не могут (скорее первое). Как функционируют "предсказания" с точки зрения науки я многократно демонстрировал на своих лекциях - это не имеет ничего общего с судьбой и прочей мракобесной ерундой. К примеру, есть предсказания будущего в бизнес сфере, в сфере социологии, в иных сферах общественной жизни и эти прогнозы (при всей их спорности не объявляются лженаукой, а аналитики банков и прочих крупных организаций не называются мошенниками). Профессионально выполненный расклад на картах Таро - это подлинная психологическая драма - как и в хорошем театре, предполагающая полноценный "катарсис" - он помогает нам лучше понять себя и ситуацию, смещая на неё наш взгляд - это не иллюзия и не обман, а полноценная трансформация взгляда по типу параллакса. Могу это подтвердить на собственном опыте. И да, это может иметь отношение в том числе и к нашему ближайшему будущему (хотя оно и зависит не от судьбы, а от нас и от стечения обстоятельств). Та или иная модальность выпавших карт Таро, позволяют разглядеть в ситуации те её аспекты, которые мы раньше не замечали и это касается не только настоящего и прошлого, но и ближайшего будущего (в той мере, в которой оно может быть нами предсказано из реальных тенденций воспринятых нами на уровне сознания и бессознательного).
***
Если человек обещает через карты предсказать выигрышный номер лотерейного билета - он мошенник и это очевидно, но если высокообразованный специалист обещает через карты Таро помочь другому человеку лучше разобраться с его ситуацией, глубже понять самого себя - то это действительно адекватное утверждение, которое можно реализовать и оно действительно может иметь отношение в том числе и к вероятному будущему. Так что предвзятое мнение о том, что любой человек занимающийся Таро - мошенник (а именно такое отношения я лично имел несчастье наблюдать от ннекоторыз наших депутатов) заведомо неверное.
Полагаю, что в картах Таро мошенничество встречается так же часто, как и в любой другой сфере нашей жизни. Я глубоко осуждаю мошенников и обманщиков любого сорта. Осуждаю также всех тех, кто уклоняется от неуплаты налогов и прочую шушеру, которая изрядно портит облик любой сферы деятельности, в том числе и эзотеризма. Этими товарищами должны заниматься спец. органы.
Лично я никогда не делал никаких раскладов за плату, более того вообще не делал раскладов другим людям, кроме себя самого, но тот расклад, который мне лет 10 назад сделал Олег Телемский (тоже, замечу, абсолютно бесплатно) - мне помог многое понять, в том числе и в том, как функционирует Таро-прогностика с точки зрения научного мышления, без флёра мифов, сказок и побасенок.
Какой вывод из этого стоит сделать:
- те, кто спекулируют на том, что они действительно могут "видеть будущее" - мошенники и под них и так есть статья в УК
- но не нужно называть огульно мошенниками всех, кто занимается картами - учёных, психологов, деятелей искусства (при наличие у них соответствующих проф.специальностей) и не нужно запрещать им рекламировать свои услуги, если они не противоречат закону (к примеру, лекции или книги о Таро или психологические таро-практики)
- и, главное, из-за чего, вероятно и начался весь "сыр бор" - из-за использования слов "предсказание" и "будущее" - если мы точно определим что именно мы подразумеваем под предсказанием будущего - то, возможно, и все разногласия исчезнут.
Прогноз на картах Таро - это просто бонус к вашей адаптивности, бонус к ещё одной возможности увидеть то, по какому сценарию ситуация может пойти (но не обязательно пойдёт). В это я верю и это вполне научно, но если кто-то утверждает, что он при помощи карт Таро может поведать о гарантированных и неминуемых событиях будущего - он мошенник (осознающий это) или сумасшедший (не осознающий своего безумия).
P.S.
Я признаю факт того, что моё видение ситуации может быть крайне субъективно, но на большее я и не претендую. Я выражаю именно своё честное мнение с которым каждый может либо соглашаться, либо предложить контраргументы.
226 people reacted
3.1K views