Теперь мне хочется поговорить с вами о том, что мы потеряли...
Это была Великая Российская Империя!
Show more
И первый миф, который придумали большевики, для того, чтобы изувечить нашу память об этой прекрасной стране - это "безграмотность населения".
На самом деле, безграмотность началась с прихода большевиков, а в Царской России грамотность населения росла невиданными темпами (см. таблицу из первого издания БСЭ (1929-30гг), «Процент грамотных новобранцев среди призывников бывшей Российской империи» - а призывники были почти все - крестьяне).
Как видно, в 1913г уже 73% призывников были грамотными.
При Николае II грамотность вообще росла очень быстро — в среднем на 2% в год, а после 1913г еще быстрее, так что примерно к 1926 году можно было бы ожидать почти поголовной грамотности.
Устойчивые традиции крестьянской письменности и книжности существовали еще в XVIII веке на русском Севере. В Пушкинском доме (ИРЛИ) такие собрания, как Красноборское, Мезенское, Печорское, Пинежское, Северодвинское и другие, сплошь состоят из рукописных материалов, обнаруженных в крестьянской среде. Записи на некоторых экземплярах свидетельствуют о принадлежности их крестьянам уже в XVI—XVII веках.
Корреспонденты статистического отделения Владимирской земской управы собрали ответы на вопрос о том, какие книги находят «полезными и желательными» сами сельские жители. Вот каков результат их анкеты в процентах (к числу упоминаний): «божественные» книги — 60,8; сельскохозяйственные — 17,9; исторические — 11,5; повести и рассказы — 3,6; сказки и прибаутки — 2,2; «ремесленные» — 1,1; учебные— 1,1; прочие— 1,8.
Также было выяснено, что крестьяне сами на свои деньги создавали сельские школы во всех губерниях страны. Нередко обучение вели грамотные крестьяне, иногда «бродячие» учителя из образованных слоев населения, переходившие из деревни в деревню. Заявление Рязанской губернской управы в эти же годы: на Рязанщине «всегда были, существуют и теперь мелкие школки», но их никто не считал. Именно благодаря этим крестьянским «школкам» «северная часть губернии издавна грамотна» (это 80-е годы 19 в.).
Итак, в действительности же, в царствование Императора Николая II народное образование достигло необыкновенного развития. Менее чем в 20 лет кредиты, ассигнованные Министерству Народного Просвещения, с 25,2 мил. рублей возрасли до 161,2 мил. Сюда не входили бюджеты школ, черпавших свои кредиты из других источников (школы военные, технические), или содержавшиеся местными органами самоуправления (земствами, городами).
В 1914 году было 50 000 земских школ с 80 000 учителями и 3 000 000 учеников в них. В 1914 году в земствах было создано 12 627 публичных библиотек.
В 1916 году уже 80% призывников были грамотными. Анкета, произведенная Советами в 1920 г. установила, что 86% молодёжи от 12 до 16 лет умели писать и читать, и научились они этому до революции, а не в годы гражданской войны.
Накануне войны в России было более ста вузов со 150 000 студентов (во Франции тогда же - около 40 000 студентов). Обучение было недорогим: например, на престижных юридических факультетах в России оно стоило в 20 раз меньше, чем в США или Англии, а неимущие студенты освобождались от платы и получали стипендии.
По летней переписи 1917 года, проведенной Временным правительством, 75% мужского населения европейской части России было грамотным. А в 1927 году на XV съезде ВКП (б) Крупская жаловалась, что грамотность призывников в 1927 г значительно уступала грамотности призыва 1917 г. И говорила жена Ленина, что стыдно от того, что за десять лет советской власти грамотность в стране значительно убавилась.
Взято у автора Бориса Романова с данными из книги Д. Л. Сапрыкина "Образовательный потенциал Российской Империи" (М.,ИИЕТ РАН, 2009).
#история #российская_империя #страна #россия #русь
Русские ценности