«Солнце будет завтра»: необычный и по-советски душевный фильм о вооруженых конфликтах начала 90-х
Show more
Как в киноклассике СССР, глубоко и по-человечески о войне без прямой войны (не считая двух – трех коротких сцен со стрельбой). Внезапно в 2021 году вышел неторопливый, неконъюнктурный, похожий на притчу фильм про уже достаточно далекие события на Кавказе и в Закавказье.
40-летний Вальтер (Кирилл Гребенщиков) работает на стройке в Москве. Ему звонят с родины и говорят, что до деревни, где живет мать, добралась война. Вальтер едет в горы. Компанию ему составляют привыкшая к новой реальности водитель (Марина Дровосекова) и сын друга Руслан (Филипп Авдеев), он тоже ищет родных.
Получается отчасти «приятельский» дорожный фильм. С массой зарисовок военного времени, ужасное значение которых спокойным тоном поясняет героиня Дровосековой. Большая часть кино – неторопливое путешествие по военным задворкам. Разве что случайно пуля просвистит. Перерывы на чай, на шашлык, главный герой по дороге даже заводит романтические отношения с одной из местных жительниц.
Не сказать, что это простое зрелище: после 40 минут дорожного кино действие делает широкие хронологические шаги, восприятие приходится перестраивать. Чем шире шаг, тем меньше надежд на успех поисков, которые ведут герои. Они лишь встречают других, похожих на себя...
Неконкретное время. 1990 год, тут же 1991-й, а про советскую жизнь с ее напитками говорят в прошлом, хваля постсоветские продукты заокеанской метрополии Ельцина – «Марс» и «Сникерс»... При этом показывают стройку в Москве, которая выглядит как шествие капиталистического романтизма, свойственного новороссийским временам...
С документальной точностью автор перемудрил. Хотя, в этом что-то есть. Неряшливость с хронологией оказывается знаковой, ведь понятие 90-е уже так плотно связано в массовом сознании с постсоветской частью истории, что про 1990 – 1991 годы или забывают, или уже не считая эти два года советскими (что, кстати, созвучно детерминистской пропаганде ельцинистов о том, что Союз якобы в эти два года уже был обречен и фактически распался сам).
Что это за горячая точка, не поясняют. Если было бы этично сопоставлять войну и бренд, зритель мог по умолчанию видеть в этом Вооружённый конфликт в ЧР. Но те события вступили в активную фазу позже заявленного автором времени. При этом режиссер Роберт Дэф родом из Нагорного Карабаха. Но вряд ли речь о том конфликте. Слишком уж демонизирован противник в этом кино, вряд ли такое возможно в карабахском случае. В итоге остается обобщенный образ кавказской или закавказской распри.
Полнометражный дебют режиссера Роберта Дэфа сделан в духе тех советских фильмов, которым удавалось рассказать о войне почти без стрельбы. Это не боевик, не историческая драма, не политпропаганда. Это история о потерях, которые несет война. Экзистенциальная драма о тех, кто остался жив, но оставил на войне часть души и безуспешно ищет ее.
Классная операторская работа, шикарные горы и масса плюсов от актеров. Кроме уже упомянутых, отлично отработаны эпизодические роли. Например, командир Александра Златопольского, с брутальным солдатским юморком набирающий себе подкрепление из местных почти детей. Валё (Андрей Казаков), получивший вместо брата-солдата только его автомат и защищающий от от расправы заложника с той стороны, что нашел приют у него во дворе.
Кроме создание образа невидимого, но ощутимо присутствующего монстра-войны, отгрызающего части человеческих душ, автор талантливо отражает общественную оторопелость и дезориентированность на фоне быстро развивающихся драматических событий.
Интересный ход. Главный герой постоянно переспрашивает, хотя зритель уже всё слышал. С одной стороны, так зрителю, еще не родившемуся, когда происходили экранные события, сообщают некоторые привычные для тех лет вещи (да и публика постарше уже не все помнит). С другой стороны, так подчеркивается разница между относительно благополучным миром Москвы и южными автономиями, ставшими горячими точками.
При этом, хоть в Москве и «сникерсы», там тоже невесело. И для понимания этого тоже приходится переспрашивать.
– А вот говорят «Москва не сразу строилась». Это что значит? Я не поняла.
– Ну, значит, надо терпеть. Не всё сразу.
– И что там? Все терпят?
– Да, получается, так.
Работа Дэфа получила не самый громкую, но все-таки награду на ММКФ-2022: Приз Федерации киноклубов России. Было и другое фестивальное признание. Но это не помогло.
Сейчас этот фильм не на слуху и не на виду, что не удивляет. В целом, при сегодняшнем милитаризме, картина оказалась не очень востребованной обществом, а властью – тем более. Но это проблема времен и нравов, а не фильма, в нем с этикой и человечностью всё в порядке.
Спасибо что дочитали! Подписывайтесь на канал, и продолжим!