6 posts

В нашем городе моего дедушку знали все, он был соборным протоиереем. Поэтому когда он собрался на богомолье в Иерусалим, то о таком событии толковали чуть ли не в каждом доме. Show more

За два дня до дедушкиного отъезда мы сидели с ним на балконе нашего дома: я громко читал задан­ный в гимназии латинский текст и переводил, а дед, большой знаток древних языков, делал мне замечания.

Залаял Шарик, мирно лежавший на коврике, и мы увидели подошедшего к балкону старого еврея Рабиновича, два сына, тоже старики, поддерживали его под руки.

- Разрешите зайти к вам с разговором? - снимая с головы картуз, спросил один из сыновей.

- Пожалуйста, - пригласил дедушка и поднялся навстречу.

Старик, едва двигая ногами, с трудом одолел ступеньки балкона и в изнеможении опустился на подставленный мною стул. Я со страхом смотрел на его худое лицо с черными глазами и красными веками, на белую бороду и курчавые пейсы, спускавшиеся вдоль щек; смотрел и боялся, что старый Рабинович умрет сию минуту. Но старик отдышался, вытер ситцевым платком лицо и беззубый рот и, после обоюдных приветствий, начал:

- Я слыхал, что вы, господин батюшка, едете в Иерусалим?

- Да, если Господь благословит, то послезавтра собираюсь в путь, - ответил дед.

Старик закрыл глаза, покачал головой и тихо сказал:

- Я имею к вам большую просьбу. Вы сами видите, что я скоро умру. - Он вздохнул. - Каждый еврей хочет одного: если не пришлось жить на земле отцов, то хотя бы в нее лечь... Привезите мне горсть земли из Иерусалима, одну горсть! - Старик поднял дрожащие руки, и, сжав, протянул деду. - Когда я умру, ею посыплют дно моей могилы, и я лягу как бы в родную землю... Исполните просьбу старого еврея, и Господь наградит вас.

- Привезу, - пообещал дедушка.

Рабинович повернулся к сыну и что-то сказал ему по-еврейски. Тот быстро вынул из кармана сафьяновый мешочек и протянул отцу. Старик подал его деду:

- Это для родной земли.

Дедушка отсутствовал ровно год. Я очень боялся, что старый Рабинович умрет за это время, но старик дождался дедушкиного возвращения.

На третий день по его приезде он пришел к нам, поддерживаемый сыновьями. Дедушка тепло поздоровался и на тревожный вопрос старика, привез ли он землю, подал сафьяновый мешочек, наполненный иерусалимской землей.

Старик протянул было к нему руки, но быстро отдернул и покачал головой.

- Не могу так, - прерывающимся голосом сказал он. - Это святая земля отцов! Положите ее мне на голову, а прямо в руки - не смею!

Сыновья подхватили отца под локти, а он нагнул голову. Дедушка взволнованно и торжественно положил на нее мешочек, старик плакал, и слезы, как дождинки, падали на пол. Капнули слезы и из глаз моего деда.

С того времени прошло много лет, теперь я сам стал дедушкой, но не в этом дело, а в другом...

У меня есть сестра. В двадцатом году она вместе с семьей эмигрировала за границу и поселилась в Па­риже. Последние годы она каждое лето приезжает к нам в Ленинград по экскурсионной путевке и проводит с нами несколько дней.

Накануне ее отъезда мы идем с ней в булочную, выбираем самый круглый, самый аппетитный черный хлеб, и она увозит его в Париж. Там она передает хлеб старому и уважаемому человеку из числа близких ей русских эмигрантов. Он благоговейно принимает у нее хлеб с родной земли, режет на маленькие кусочки и, как просфору, раздает родным и знакомым. Приняв кусочек, люди целуют его, многие плачут...

Это хлеб с земли отцов.
«Непридуманные рассказы»
97 people reacted
3.1K views
За хлебом ушел – поцелуй жену, пришел – поцелуй жену. Ты таким образом Богу служишь.

Священник Алексей Юдин
106 people reacted
2.7K views
Сжить со свету - очень просто. Без черной магии и побоев. Без угроз и пыток. Тихо и мирно, незаметно для окружающих, вполне респектабельно.
Show more
И часто за сердечными болезнями и онкологией это и стоит - человека сживают со свету. Потихоньку. У доктора Лоуэна был пациент - пожилой мужчина. У него сердце болело и болело, но он даже и не жаловался почти. Просто болел тихонько. А доктор всегда выяснял психологическую обстановку - он давно знал, что за болезнью что-то или кто-то стоит.

Так всегда бывает. И он узнал, что старичок живет с дочерью и зятем. Бизнес - аптеку, - он переписал на зятя. И стал сидеть дома. И зять стал холодно обращаться со старичком и делать ему замечания - интеллигентным голосом и очень вежливо.

Постоянно делать замечания. И старичок стал плохо спать и ходить ночами по комнате. А зять вежливо сказал, что шаги старичка ему очень мешают отдыхать. И тогда пожилой мужчина стал сидеть всю ночь в кресле, чтобы не шуметь. Боясь пошевелиться.

И вообще старался не выходить из своей комнаты, чтобы вежливый зять не сделал ему замечание. А потом - вот, заболел. И умер бы так же тихо, как и жил, если бы доктор не поговорил резко с дочерью старичка и не велел купить ему отдельное жилье. Доктор очень гневно поговорил. Может быть, даже кричал.

Невежливо, конечно. Но пожилой мужчина выздоровел и все кончилось хорошо - он стал жить в своем домике и разводить цветы. И это - про то, как сживают со свету детей, старичков, супругов или сотрудников на работе. Тихо и вежливо. И человек умирает, если за него некому заступиться, - тихо и вежливо.

А. Кирьянова
109 people reacted
2.9K views
БЕРЕГИТЕ СВЯЩЕННИКОВ

Одна молодая женщина спросила о.Андрея: «Что, если священник, которому тыShow more исповедуешься, нравится тебе как мужчина?» По рядам собравшихся прошелестел смешок. Но после первых же слов о.Андрея установилась полная тишина.

— Если вам, сударыня, нравится ваш приходской священник как мужчина, если вы почувствовали блудное возжжение к нему, вам нужно намазать пятки скипидаром и бежать в другую церковь. Вы должны понимать, что здесь поработал лукавый. Идите туда, где вы никому не интересны как женщина и где для вас все священники — лишь духовные лица. Да покаяться не забудьте.

Конечно, самое лучшее, когда священник уже старенький, седенький, благостный. Его ничем не удивишь на исповеди. Он всякого наслушался и навидался на своём веку. Что бы ты ему ни рассказал, он кивает сочувственно и говорит: «Кайся, внучек (внученька), кайся, и больше не греши». Таких дедушек в церкви, конечно, не хватает. А когда молодому священнику красивая женщина или девушка — кровь с молоком — раскрывает свои блудные помыслы... тут можно ждать подвоха. Поэтому, сёстры, идите на исповедь к старым священникам, пожалейте молодых. Им и так приходится много дряни выслушивать, да и своей дряни хватает.

Любовь священника к своей пастве мужественна и жертвенна. Но жить постоянно в таком напряжении сложно, человек быстро сгорает, растратив жизненные силы. Священнику свойственно быть «съеденным» людьми. Причём люди делают это непреднамеренно, и не со всяким батюшкой, а с тем, кто осмелился подарить себя людям. Иные священники, прекрасно понимая это, выстраивают дистанцию между собой и паствой. Например, прихожанин говорит: «Я хочу прийти к вам на длинный разговор». Священник: «У меня нет времени». Такие священники живут до 90 лет с розовыми щёчками. А тот батюшка, который выслушает, вникнет в суть проблемы, разрешит вылить на себя всё, что накопилось у вас в душе, в 50 лет уже выглядит стариком. А люди вскоре забудут тебя и пойдут дальше. Помните, как в фильме «Семь самураев» — самураи погибли, а крестьяне как ни в чём не бывало продолжают убирать рис. Жизнь продолжается.

Священнику нужен уединённый уголок, где он остаётся один: в кресле ли с книжкой, в саду ли среди деревьев с молитвенником, или перед иконой со слезами, или с матушкой в спальне. Личная жизнь священника очень важна. И молодые семинаристы, которые мечтают о славе, просто глупцы. Священник — это ассенизатор, мастер очистки выгребных ям, которыми являются наши души. Мы всё знаем про себя и про вас. Ведь мы тоже не с неба спустились. Бог дал нам благодать священства, но мы не перестали быть людьми, мы так же разжигаемся, воспаляемся, соблазняемся, устаём, мучаемся... и терпеливо выслушиваем всякие пакости на исповеди. Ну так и вы бережно относитесь к своим священникам, не утомляйте без меры. Пришли на исповедь — говорите кратко, чётко и уходите. А то придёт иная: «Сейчас я вам расскажу, как поссорилась со своей свекровью...» И на полчаса рассказ в лицах. Зачем? Пожалейте батюшку. Вы же издеваетесь над нами, вы убиваете нас своей пустопорожней болтовнёй. Особенно жалейте молодых, ему всего лет тридцать, его дома жена с детьми ждёт, ему ещё проповедь на завтра готовить. А он из любви слушает вас, но вместе с вами сходит с ума, разбираясь в хитросплетениях вашего любовного романа с соседом. А вы ведь не одна, в очереди ещё человек пятьдесят стоит!

Да, нас можно ругать с утра до вечера, повод найдётся, но стоит ли это делать? Это же нечестно. Мы такие же грешные люди, а вы спрашиваете с нас, как с ангелов. За что нас критиковать более других? За то, что мы Богу молимся, что стоим пред Богом и просим: «Господи, прости меня недостойного и всех тех, кто за моей спиной стоит, — блудников, обжор, пьяниц, лжесвидетелей, лентяев...»? Посмотрите, как относятся к своему духовенству евреи и арабы. Никто не собачит своих священников. Евреи знают, что раввины — такие же развратники, взяточники, пьяницы и обжоры, как и все остальные. Но ни один иудей не скажет на своего раввина гадость. Ни один мусульманин вам не скажет, что их мулла — обжора, взяточник и блудник. Только мы поливаем грязью своих священников. Не хотите защищать священников — не надо, не участвуйте хотя бы в их травле.

Да, мы не производим материальные ценности: болванки не точим, землю не копаем, хлеб не сеем. Но если мы перестанем крестить, венчать, отпевать, исповедовать, причащать... всем от этого станет хуже. На плечи священнослужителей возложена тяжелейшая ответственность. И Бог с нас спросит иначе, чем с вас. У Господа со священниками отдельный разговор. Кто-то из вас в сердцах скажет: «Тьфу, свинья, а не священник». Господь ответит: «Свинья, но Моя. Мне и карать, и миловать».

Дал бы Бог, чтобы мы любили своих священников так, как мусульмане своих мулл и имамов, а иудеи — своих раввинов. Плох чем-то ваш священник? Печально. Но это ваш священник, не порочьте его, не проклинайте на каждом углу. Вот как ребёнок — лентяй, грубиян, скотина... но это ваш ребёнок, вы же его всё равно любите. Поймите, вы — наши, а мы, священники, — ваши.

Когда революция началась, с кого начали? С дворян? С капиталистов? Нет. Со священников! Сначала уничтожили священнослужителей, а потом уже легко сделали всё остальное. Вы задумывались почему? Наши враги прекрасно знают, кого надо порочить и убивать первыми. Потому что если уничтожат Церковь и её священнослужителей, народ превратится в стадо. Ваши дочери станут проститутками и лесбиянками, ваши сыновья — геями, извращенцами. Сами вы с ума сойдёте из-за полного отчаяния. Не станет нас — пусть глупых, толстых, слабых, грешных, но несущих слово Христово, свет истины, — и вас скоро не станет. Вас изведут под корень как нацию, как носителей великой русской культуры, круто на Православии замешенной. Неужели вы этого не понимаете?! Господь дал нам шанс, возродил Церковь, а мы что делаем? Сегодня убьют нас, а завтра к вам постучат: «Выходи, стройся, лицом к стене...» Так уже было в нашей истории! Мы это уже проходили. Сначала попов арестовали. Все обрадовались: «Давайте, вешайте, стреляйте, топите этих долгогривых, толстопузых!» Но потом пришли и за ними. Те: «А нас-то за что?» А я скажу за что: за безбожие, за отречение от веры, за безсовестность.

Вас возмущает, что священники на «мерседесах» ездят. Так на подаренных доброхотами, и то малый процент священства, остальные стареньким «Жигулям» рады. А тот поп вообще в Бари поехал, видите ли, лично приложиться к мощам Свт.Николая. Родные мои, Россия жива, пока в храмах служится литургия, пока священнослужители проповедуют Евангелие, поднимают руки к Богу и молятся. Вот вы сейчас газету читаете, а где-то вечерня служится. Утром потягиваетесь в кровати, а в храмах ранняя литургия служится. Вы не пошли в храм, а литургия служится. Как Гоголь говорил: если люди не едят друг друга заживо, причина этому одна — в мире продолжает совершаться Божественная литургия.

Вообще нас так мало! В мире всего 4% православных христиан. В нашей стране до революции было 7%, теперь — около 5%. Сколько миллионов людей живёт в России? Примерно 140—145 миллионов человек, а православных — всего 5%. Где мы? Сидим по домам, жуём дежурный бутерброд с колбаской, смотрим телепередачи, которые делают нас идиотами, поливают грязью Россию и русских... А мы должны быть сильными, организованными, умными и дружными. Сколотите при своём храме крепкий приход, берегите своего священника, крепко стойте в вере православной. Держитесь друг за дружку, помогайте друг другу.

Не давайте своих батюшек в обиду. Каждое воскресенье ходите в храм! Иначе Россия не будет нашей страной, у нас её заберут.

Протоиерей Андрей Ткачев
60 people reacted
2K views
Я уверен, что сегодня главная забота верующих родителей должна заключаться не в том, чтобы их чадо ходило в школу и хорошо там училось, а в том, чтобы эта самая школа и учеба не принесли ему вреда.Show more

Услышьте в моем призыве не голос консервативного священника, а голос человека, у которого из восьми дипломов, приобретенных после среднего образования, три педагогических: педуниверситет и две магистратуры – «Управление учебными заведениями» и «Педагогика высшей школы». Я сам одно время преподавал педагогику магистрам. Кроме того, я и сейчас работаю профессором и заведую кафедрой вуза. Поэтому имею право сказать, что думаю по поводу современной системы образования.

Современное образование забыло или, наверное, правильнее сказать «забило» осиновый кол на всем лучшем, что было создано педагогикой со времени ее основания. Сегодня Антон Семенович Макаренко – самый невостребованный учитель. Его нигде не цитируют, на него не ссылаются, его книги давно не издаются. Хотя за рубежом его система – самая востребованная.

Например, в Японии работы Макаренко переиздают массовыми тиражами и считают обязательной литературой для руководителей предприятий. Практически все фирмы строятся по лекалам трудовых колоний Макаренко. Сегодня его наработки к нам возвращаются в виде зарубежных методик «мозгового штурма», «умения работать в команде», «тим-билдинга», «повышения мотивации сотрудника». Все это усердно изучают на всевозможных тренингах и семинарах, притом за немалые деньги. Но это для элиты, вернемся к средней школе.

Я неслучайно начал статью с основоположника современной педагогики: все, что происходит сегодня в нашей педагогике, – это анти-Макаренко. Первое, самое важное, преступное разделение – это разделение образования и воспитания. Вернее, уничтожение воспитания в системе образования. Для А. Макаренко на первом месте было воспитание, и уже потом, как его следствие, шло образование. Вот, навскидку, лишь несколько цитат Антона Семеновича.

«Если мало способностей, то требовать отличную учебу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям». Это то, что я бы написал большими буквами на кабинете учительской, чтобы каждый учитель это видел и читал по несколько раз в день.

«Научить человека быть счастливым – нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». И в самом деле, зачем мы приобретаем знания? Не для того ли, чтобы прожить полноценную счастливую жизнь, или же для знаний как таковых? По этому поводу есть замечательная видеозарисовка.

А вот еще цитата, которая мне особенно нравится: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать?»

Но кому сейчас нужно изучать «сопротивление личности», и вообще, кто из педагогов или родителей этим занимается? Нужен результат. Самое глупое сегодня заключается в том, что выбрано в качестве оценки результата – ВНО.

Система тестов в качестве изучения результатов успеваемости – это что-то вроде ироничной улыбки диавола.

Множество экспериментов доказали, что современное поколение детей тупеет. Притом делает оно это очень активно. Да, они могут сдать на отлично тесты по языку – например, отметить крестиком, где какой падеж правильно поставить. Их на это натренировали. Но если дать им несколько десятков слов и попросить составить из них рассказ, они этого не смогут сделать. О чем это говорит? О том, что наша школа заменила мышление игрой в крестики-нолики. Т.е. мозг учеников перестал быть гибким. Все, что касается философии, искусства, литературы, поэзии, постепенно уходит. Потому что это область мышления, а не зубрежки.

После хорошей педагогической школы, которая была в СССР (можете бросать в меня камни, но я не откажусь от этих слов: образование в СССР было одним из лучших в мире для своего времени), перестроечная школа стала выпускать «поколение Pepsi», а постперестроечная – «поколение Google». А это еще на ступеньку ниже. «Поколение Google» – это переходная стадия от человека разумного к человеку жующему.

Почему ухудшается память, почему люди глупеют? А это, кстати, уже научный факт. Да потому, что человек не развивает память. Раньше за знаниями была охота, их надо было добывать. Когда я учился в университете, для того чтобы что-то узнать и, соответственно, получить зачет или сдать экзамен, нужно было по много часов кряду просидеть в библиотеке, перебрать горы карточек, заказать по ним десятки книг, пролистать их, суметь выделить суть, переписать от руки цитаты в конспект, заучить. Вот это цена хорошей оценки и полученных знаний. Сегодня информация добывается легко – достаточно тыкнуть пальцем в тачскрин. И при этом мало кого интересует, что она может быть неправдивой. Наивно думать, что Википедия дает достоверные данные. Следовательно, полученная информация ненадежна, хаотична и не способствует развитию интеллектуальных и аналитических способностей.

Какой практический совет дать родителям в этой ситуации? Учите детей читать. «Книги – это переплетенные люди» (А. Макаренко). Мозг, как и мышцы, нужно тренировать. Он должен делать тяжелую для него работу. Если мы будем лежать на диване месяц и не двигаться, то нам нужно будет заново учиться ходить. Если мы не будем читать, думать, размышлять, то превратимся в примитивную социальную человеческую стаю, что, собственно, и происходит.

Конечно, тем, кто хочет быть пастухом этой стаи, кто будет ее стричь и делать из нее котлеты, выгодно, чтобы было именно так. Тупой электорат лучше думающего, это давно известно. Он также выгоден и финансовым магнатам. Потому что тупой человек с примитивным мышлением будет гоняться за брендовыми вещами и видеть смысл своей жизни в бесконечном украшении своей обертки. Он будет жить и работать ради фантиков.

Учите детей читать не по планшету, а по печатным книгам, которые пахнут типографской краской, которые имеют вес, цвет и запах. Хорошая художественная книга развивает язык, фантазию. Философское чтение – мышление. В противном случае пройдет немного времени, и творчество А. Пушкина, Л. Костенко, А. Чехова и Л. Толстого станет для нас непонятной и сложной шумерской клинописью.

Мир реальный в сознании наших детей стал объединяться с миром виртуальным. А это новая и не изученная до конца тенденция. Мне рассказывал очевидец, как девочка лет пяти-шести пыталась большим и указательным пальцами расширить «экран» витрины магазина, на обратной стороне которой сидела какая-то муха.

Что здесь можно посоветовать? Если уж так необходимо покупать ребенку планшет, то покупайте его вместе с собакой. Только делайте так, чтобы не вы, а ваш ребенок эту собаку выгуливал, дрессировал, кормил и нянчил. Пускай у него будет велосипед, мяч и удочка. В общем, весь тот набор, который нужен ребенку для освоения мира. Планшет для него – больший враг, чем рогатка.

Нам уже должно быть стыдно и страшно за себя. В прошлом были цивилизации значительно более высокого интеллектуального уровня, со значительно более глубоким философским мышлением. Мы уже намного ниже уровня Древней Греции, Китая, Индии. Мы неминуемо превращаемся в примитивных аборигенов, только бусинки и стеклышки у нас иначе называются и имеют другой вид.

И еще совет. Не гонитесь за непомерными школьными требованиями, которые загоняют вашего ребенка в тупик психологического рабства, тревожности, сколиоза и потерянного детства. Все эти требования сочинили, по сути, враги вашего ребенка, не идите у них на поводу. Защитите себя и своих детей от тех-агрессии образования. Я знаю семьи, которые, распределяют школьные задания дочери по членам семьи. Дедушка отвечает за математику и физику, бабушка делает уроки по литературе, папа, мама, тети, дяди – по другим дисциплинам. То, что задают на трудах, вся семья делает вместе. Ребенок не тянет всего этого. Вся семья еле справляется, зато учится дитя в престижной школе. Кому это надо?

То, что писал Макаренко о своем времени, нужно умножить на 100 в нашем. Вот его цитата: «С вершин „олимпийских“ кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребенка, сделанная из самых легких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты».

Главное, что есть у вашего ребенка, – это его бессмертная душа. Душа, которая должна раскрыться в этой жизни подобно цветку. Заиграть красками неповторимого индивидуального разнообразия своей личности. К сожалению, современная школа через стандартизацию, бездушность, отсутствие индивидуального подхода и веры в Бога убивает этот процесс в самом его зародыше. Постарайтесь сделать так, чтобы школьное образование не травмировало душу вашего ребенка, и постарайтесь создать все условия для ее роста, цветения и плодоношения.

прот. Игорь Рябко
55 people reacted
1.9K views