Какой бывает пропаганда?
Американский специалист по психологической войне Пол Лайнбарджер,
Show more основываясь на опыте Мировых войн, разделял пропаганду «по целям» на несколько категорий:
— «конверсионная пропаганда», основная цель — заставить людей отказаться от поддержки одной из сторон конфликта, заставить «поменять взгляды» в пользу противоположной стороны;
— «консолидирующая пропаганда», основная цель — подчинить порядкам оккупационных сил местное население, убедив их в бессмысленности сопротивления (касается и солдат противника);
— «разделяющая пропаганда», основная цель, как нетрудно догадаться, раскол сил противника: по национальному, идеологическому, классовому, религиозному или какому-либо ещё признаку;
— «контрпропаганда», основная цель, разумеется, в противодействии вражеской пропаганде (включая создание собственных «мифов и легенд», мотивацию своего населения).
Эти цели могут сочетаться, в будущем, считал Лайнбарджер, возникнут новые разновидности пропаганды «по целям».
Кроме того, Лайнбарджер разделял пропаганду на «тактическую» (достижение быстрого результата на определенной местности) и «стратегическую» (глобальное планирование, которое может длится несколько месяцев или даже лет).
Лайнбарджер считал, что в будущем «психологическая война» сыграет ещё более важную роль, в грядущих вооруженных конфликтах.
Иллюстрации: агитационные плакаты различных государств в разные исторические периоды.