Новая рубрика "Нам пишут")
Подписчик интересуется - а есть ли находки и источники на кушаки на данный регион?Show more
Отвечаем: в кургане №2 могильника Левинки, исследованном и опубликованном Дмитрием Яковлевичем Самоквасовым(Самоквасов Д. Я. Могильные древности северянской Черниговщины. М.: Синодальная типография, 1916), были найдены остатки неких одежд, застёгнутых сверху серебряной фибулой и опоясанных "шерстяным поясом". И даже фото есть. Да, это то самое погребение с набивными тканями. Датируется могильник концом 10 - началом 11 века.
Подписчик интересуется - а есть ли находки и источники на кушаки на данный регион?Show more
Отвечаем: в кургане №2 могильника Левинки, исследованном и опубликованном Дмитрием Яковлевичем Самоквасовым(Самоквасов Д. Я. Могильные древности северянской Черниговщины. М.: Синодальная типография, 1916), были найдены остатки неких одежд, застёгнутых сверху серебряной фибулой и опоясанных "шерстяным поясом". И даже фото есть. Да, это то самое погребение с набивными тканями. Датируется могильник концом 10 - началом 11 века.
Новгородские археологи выдали очередную сенсацию!!!
На раскопках обнаружен кожаный мешок от волынки, датируемый 12–13Show more вв. Такая находка — первая в своём роде на территории Древней Руси и говорит о существовании местной разновидности волынки у новгородцев.
Кожаный мешок в форме птицы размером примерно 72 х 45 см был найден при раскопках в Знаменском соборе ещё в 2018 году командой Института археологии РАН. Однако, окончательно идентифицировать его удалось лишь в конце прошлого года. Установлено, что «это» является основным элементом древнерусской волынки ранее неизвестного типа. Мешок изготовлен из тонкой, высококачественной кожи, склеенной в два слоя без использования ниток. Такая технология нехарактерна для традиционных кожаных изделий того времени, но, очевидно, обеспечивала эластичность и герметичность.
Находка была сделана в усадьбе знати Славенского конца древнего Новгорода.
В настоящее время мешок проходит реставрацию во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени Грабаря. Ранее в Великом Новгороде были найдены отдельные детали волынок – в 2015 году игральная трубка, а в 2018 году вдувная трубка.
Как именно звучала древнерусская волынка ещё предстоит разгадать...
Источник: https://gazetanovgorod.ru
На раскопках обнаружен кожаный мешок от волынки, датируемый 12–13Show more вв. Такая находка — первая в своём роде на территории Древней Руси и говорит о существовании местной разновидности волынки у новгородцев.
Кожаный мешок в форме птицы размером примерно 72 х 45 см был найден при раскопках в Знаменском соборе ещё в 2018 году командой Института археологии РАН. Однако, окончательно идентифицировать его удалось лишь в конце прошлого года. Установлено, что «это» является основным элементом древнерусской волынки ранее неизвестного типа. Мешок изготовлен из тонкой, высококачественной кожи, склеенной в два слоя без использования ниток. Такая технология нехарактерна для традиционных кожаных изделий того времени, но, очевидно, обеспечивала эластичность и герметичность.
Находка была сделана в усадьбе знати Славенского конца древнего Новгорода.
В настоящее время мешок проходит реставрацию во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени Грабаря. Ранее в Великом Новгороде были найдены отдельные детали волынок – в 2015 году игральная трубка, а в 2018 году вдувная трубка.
Как именно звучала древнерусская волынка ещё предстоит разгадать...
Источник: https://gazetanovgorod.ru
ОСОБЕННОСТИ ПОЛОЦКОГО КОЖЕВЕННОГО РЕМЕСЛА
ДРЕВНЕРУССКОГО ПЕРИОДА
А. В. КурбатовShow more
Аннотация. В работе предлагается набор признаков для выделения полоцкой школы в кожевенном ремесле.
В Древней Руси в X–XI вв. сложились крупнейшие центры:
в Южной Руси — Киев,
в Западной Руси — Полоцк,
в Северной Руси — Новгород.
В этих городах были сосредоточены органы управления землями и сакральные функции для населения земель.
Также в них отмечена самая интенсивная и широкая торговая и ремесленная деятельность.
Они же стали и центрами сложения самобытных ремесленных школ в широком диапазоне производств.
Полоцк уже в начальный период, по выводам исследователей, был значительным центром торговли и ремесла.
На территории окольного города
в X — начале XI в. были открыты две ювелирные мастерские
(Полоцк, 2012. С. 337–341, рис. 63).
На древнейших участках застройки на Верхнем и Нижнем замках и в окольном городе археологи изучили различные мастерские — кузнечные,
ювелирные,
кожевенные,
железоделательные,
стеклодельные,
косторезные
гончарные,
среди которых выделено узкое производство — изготовление плинфы и изразцов (рис. 1, 1).
Обратимся к одному из ремесел — кожевенному.
Остатки этого производства прослеживаются по разновременным раскопкам нескольких исследователей.
На Верхнем замке, в восточной части, где хорошо сохранились слои с органикой, М. К. Каргер в 1957 г. открыл три яруса домонгольской застройки.
По его мнению, верхний ярус построек «не моложе XII — начала XIII в.».
В полевом отчете ученый отмечал, что «в огромном количестве во всех слоях встречались остатки кожаных изделий, в первую очередь различной обуви.
В еще большем количестве попадались обрезки кожи, что свидетельствует о наличии где-то поблизости соответствующих мастерских.
Среди кожаных изделий особое значение имеет найденный на глубине 4,6 м кошелек.
Обе стороны его покрыты тиснением, мотивы которого близко напоминают орнаменты ювелирных изделий XI–XII вв.» (Каргер, 1957. Л. 8, 9; Курбатов, 1999. С. 100).
Сразу после раскопок, что отмечено в материалах отчета, этот кошелек был передан в Полоцкий музей.
Прорисовка и фотографии кошелька неизвестны.
В 1959–1962 гг. в этой части Верхнего замка Г. В. Штыхов исследовал участок площадью 640 кв. м. На уровне VII горизонта застройки вокруг постройки 7Г было обнаружено много ШЕРСТИ И КУСКОВ ВОЙЛОКА (Штыхов, 1975. С. 41), что можно связать с находившейся поблизости мастерской ВАЛЯЛЬЩИКА ВОЙЛОКА.
По другим регионам средневековой Руси мы знаем, что войлочники соседствовали с кожевниками.
Здесь это подтверждается в нижнем, VIII, горизонте, где найдена постройка 8К, квадратная, со сторонами в 1 м, сложенная в обло из бревен диаметром 18 см.
Внутри и вокруг сооружения отмечено большое скопление шерсти, перемешанной с известью. Г. В. Штыхов справедливо увидел в нем
ящик для золения кож.
Рядом была открыта срубная постройка 7А размерами 3,1 × 3,1 м, которую исследователь назвал жилищем-мастерской полоцкого кожевника-сапожника (Там же. С. 42, 43).
На уровне IX горизонта открыта постройка 9Г площадью не менее 24 кв. м, внутри которой найден слой шерсти, содержавший остатки известкового раствора.
По мнению Г. В. Штыхова, нет сомнений, что это помещение для выделки кож.
Порубочная ДАТА одного из бревен постройки — 1244 г.
Справедливо утверждение, что на изученном участке Верхнего замка на протяжении 20 лет в середине XIII в. существовал кожевенный комплекс (Там же. С. 46).
Правильнее говорить о двух мастерских: в постройке 7А, рядом с которой в теплое время мастер выделывал кожи, а зимой шил
из них обувь, и в постройке 9Г, где выделывали кожи круглый год (Полоцк, 2012. С. 363).
Здесь же найдены инструменты сапожников — 10 колодок-правил, шилья, ножи, иглы (Штыхов, 1975. С. 76).
Кожевенная мастерская или мастерские XVII– XVIII вв. выделены на Великом посаде Полоцка при археологических работах 2000 и 2002 гг.
на местах прокладки инженерных коммуникаций (рис. 1, 1).
Здесь обнаружено много предметов из кожи, а также инструменты ремесленника
(Дук, Соловьев, 2004. С. 241 и сл.).
По изученным и обобщенным письменным данным известно, что в Полоцке в первой половине XVI в. кожевенно-обувное ремесло
получило широкое развитие.
В городе работали
седляры,
рымари,
сыромятники,
кожемяки,
хомутники,
рукавичники.
В 1726 г. из состава цеха кушнеров, шапочников и чеботарей вышли чеботари и создали новый цех.
В конце XVIII в. в Полоцке зарождается мануфактурное производство
(кожевня Марка Лукашевича), а в 1786 г. уже действует 12 мастерских мануфактурного типа по выделке кож (Полоцк, 2012. С. 342, 343).
Такое положение сохраняется и в дальнейшем, во второй половине XIX в., когда в городе сапожники и кожевники составляли значительный процент среди всех ремесленников (Глазырин, 1998. С. 84,
табл. 3, 1).
Существенные трудности начинаются при попытках оценки состава и объема кожаных изделий в отдельных комплексах раскопов М. К. Каргера и Г. В. Штыхова.
В 1990-е гг. автор провел анализ полевой документации по раскопкам М. К. Каргера и публикации материалов Г. В. Штыхова.
В результате представилась следующая картина:
cходные топографические условия раскопов 1957 и 1959–1962 гг., которые, по оценке Г. В. Штыхова, практически примыкали друг к другу, дали также и равную мощность отложений, сопровождаемых
горизонтальностью стратиграфии напластований и примерно одинаковой сохранностью органических материалов.
В этой ситуации стало возможным объективное сопоставление горизонтов и ярусов застройки, выделенных на разных раскопах, на основании уровня залегания деревянных конструкций от современной поверхности.
Следовательно, ярусы в раскопе 1957 г. должны соответствовать горизонтам в раскопах 1959–1962 гг.
Таким образом обосновывается хронологическая привязка ярусов из раскопок 1957 г. на основании серий дендродат, полученных по спилам из раскопов 1959–1962 гг. (табл.).
Условный IV ярус у М. К. Каргера можно соотносить с нижней частью XIII горизонта у Г. В. Штыхова.
Можно добавить, что XI горизонт в раскопе 1957 г. Г. В. Штыховым не был отчетливо выделен.
Стратиграфию ярусов в раскопе М. К. Каргера отражают полевые фотографии (рис. 2).
Правильность такого соотнесения подтверждают наблюдения исследователей за составом, количеством и динамикой распределения находок в слоях обоих раскопов.
Предпринятые исследовательские действия позволяют значительно (едва ли не вдвое) увеличить объем кожевенного материала, относимого
к слоям последней четверти XII — первой половине XIII в.
в полоцком кремле.
Это существенно подкрепляет выводы, следующие из анализа данного кожевенного материала.
В открытой Г. В. Штыховым мастерской первой половины XIII в. на Верхнем замке «найдены детали от нескольких сот экземпляров обуви (есть обувь, сохранившаяся почти целиком)…», далее следует
уточнение, что
«в слоях XIII в. остатков башмаков 260, из них 92 украшенных вышивкой» (Штыхов, 1975. С. 76, 77).
Также упоминается, что найдены 29 поршней, и некоторые «резные поршни» хорошо сохранились.
В «резных» надо видеть «ажурные» поршни (Там же. С. 79).
Достаточно много деталей относится к сапогам.
Одних только деталей детских сапожков с цельнокроеными и неотрезными передами указано 44.
Также названы голенища (12 экз.),
переда (41 экз.),
задники (39 экз.),
отдельно приведено общее количество подошв — 415, которые, вероятно, отнесены именно к деталям сапог.
Среди других кожаных изделий выделены
детали ножен (15 экз.),
кошельков и футляров
(9 экз.),
рукавиц (4 экз.),
неопределенная крупная деталь из красной кожи, «часто простроченной швами»,
деталь игрового мяча и «остаток кожаного изделия с орнаментом, составленным из узких медных пластинок» (рис. 3) (Там же. С. 79, 80).
Последний предмет, сохранившийся фрагментарно,
представлен среди прорисовок кожаных предметов в коллективной работе 2012 г. (Полоцк, 2012. С. 363–365, рис. 70, 5).
Надо полагать, что здесь мы имеем дело с фрагментом кожаного чехла для ножей, украшенного вальцованной бронзовой проволокой (рис. 3, 5).
Как показывают последние разработки,
подобные изделия с аналогичным декором
БЫЛИ ХАРАКТЕРНЫ В XII–XIV вв.
для отдельных районов Прибалтики,
Беларуси и Финляндии.
Подражание такому декору ножен наблюдается особенно среди продукции новгородских кожевников (Курбатов, 2023. С. 116 и сл.).
Технико-технологические особенности кожевенного ремесла и его продукции в Полоцке сегодня объективно можно проследить по коллекции из раскопок М. К. Каргера.
В ее составе сохранилось 858 предметов, в том числе
— основных деталей обуви — 295,
дополнительных деталей обуви (обшивка верха, заплаты, прокладки
в шов) — 26,
других бытовых предметов — девять.
Также выделено 208 обрезков обуви и 320 обрезков от раскроя, среди которых 39 — с края кожевого листа.
Технологические признаки: основной объем кожи — толщиной 1,0–1,5 мм, кожа хорошо продублена, расслоение слабое; поверхность кожи качественно тонирована в черный цвет; для подошв использовалась кожа толщиной 1,5–2,0 мм, более жесткая, чем для верха обуви (здесь надо предполагать особые приемы дубления).
Часть кож имеет дополнительную отделку — тиснение «сеточка».
Использовали три сорта кожи: эластичную коричневую внутри и черненую снаружи (по виду животного — коза или овца) использовали для верха обуви (рис. 4, 1); плотную черную кожу крупного рогатого скота — для верха сапог; жесткую коричневую — для подошв.
Раскрой и пошив обуви: выделено ЧЕТЫРЕ вида мягкой обуви:
туфли,
сапоги,
«домашние
туфли» и
поршни.
Для мягких туфель выделено два вида раскроя: асимметричный, в одну деталь, и симметричный, в две детали.
Декор туфель присутствует на 25 из 38 моделей и различается по технике нанесения.
Всего выделено 13 вариантов декора (рис. 5), среди которых:
— расшивка шерстяной цветной нитью по носку (рис. 5, А, 1, 2, 4–6, 9, 10, 12, 13);
— диагональное линование всей поверхности
в форме «сеточка» (рис. 4, 4; 5, А, 11);
— полоса шириной 1,0–1,3 см из вальцованной металлической проволоки (шириной 1,5–
2,0 мм), «навитая» по продольной оси на носок
«головки» (рис. 4, 2; 5, А, 7);
— «продержка» из парных тонких полос кожи
сквозь частые прорези вдоль продольной оси носка (рис. 5, А, 3).
На некоторых предметах сохраняются фрагменты расшивки шерстяной нитью (рис. 4, 3).
Варианты расшивки, отдельно и в сочетании с продержкой, демонстрируют определенное разнообразие, что позволяет сравнивать их с материалами из Берестья, Новгорода, Пскова и Твери.
Подробнее можно остановиться на своеобразном виде декора — диагональных отрезах, сделанных при помощи металлической вальцованной проволоки на продольной оси головки туфель.
В полоцкой коллекции 1957 г. выделено три такие детали.
При размыве изделий в швах были замечены мелкие фрагменты вальцованной проволоки, металлографический анализ которой провел А. Н. Егорьков в лаборатории спектрального анализа ИИМК РАН.
Анализ показал, что ОСНОВНЫМ МЕТАЛЛОМ проволоки было железо.
Кроме обуви металлической нитью, видимо, был прошит чехол
для миниатюрных ножниц (рис. 4, 5).
Декор туфель вальцованной металлической проволокой сегодня можно считать нехарактерным для большинства древнерусских городов.
Однако он применялся в некоторых городах Польши.
Так, в Ополье металлическая «плетенка» была в ходу
в конце X — первой половине XII в.
(Norska-Gulkova, 1964. S. 10, rys. 3a, 13)
и
Гданьске — в середине XII в. (Wiklak, 1969. S. 499, rys. 42e).
В Ополье встречены и мотивы расшивки цветными растительными (?) нитями, близкие или аналогичные используемым при металлической
оплетке (Hołubowicz, 1956. S. 324, rys. 143).
В дополнение к изложенному отметим, что только в Полоцке встречен такой вариант западного декора, как металлические заклепки (рис. 3, 13).
Подытоживая, можно отметить,
что в настоящее время постановка вопроса о самостоятельных школах во многих видах ремесел в древнерусских городах НЕ НАХОДИТ ОТКЛИКА У ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ.
Тем не менее подобные «школы» признаются в архитектуре и отдельных художественных ремеслах (Курбатов, 2013. С. 478, 479).
Работа Г. В. Штыхова по комплексному анализу материалов древнего Полоцка (Штыхов, 1975) позволяет ставить вопрос о сложении
в нем в XII–XIII вв. своеобразных форм и традиций в технике и технологии разных ремесел, выраженных в своеобразных чертах и признаках местной продукции.
В ряду таких ремесел стоит и кожевенное дело. Значительным шагом в этом направлении может быть полная публикация кожевенного комплекса из раскопок Г. В. Штыхова 1959–1962 гг.
#Русь_история_артефакты_источники
ДРЕВНЕРУССКОГО ПЕРИОДА
А. В. КурбатовShow more
Аннотация. В работе предлагается набор признаков для выделения полоцкой школы в кожевенном ремесле.
В Древней Руси в X–XI вв. сложились крупнейшие центры:
в Южной Руси — Киев,
в Западной Руси — Полоцк,
в Северной Руси — Новгород.
В этих городах были сосредоточены органы управления землями и сакральные функции для населения земель.
Также в них отмечена самая интенсивная и широкая торговая и ремесленная деятельность.
Они же стали и центрами сложения самобытных ремесленных школ в широком диапазоне производств.
Полоцк уже в начальный период, по выводам исследователей, был значительным центром торговли и ремесла.
На территории окольного города
в X — начале XI в. были открыты две ювелирные мастерские
(Полоцк, 2012. С. 337–341, рис. 63).
На древнейших участках застройки на Верхнем и Нижнем замках и в окольном городе археологи изучили различные мастерские — кузнечные,
ювелирные,
кожевенные,
железоделательные,
стеклодельные,
косторезные
гончарные,
среди которых выделено узкое производство — изготовление плинфы и изразцов (рис. 1, 1).
Обратимся к одному из ремесел — кожевенному.
Остатки этого производства прослеживаются по разновременным раскопкам нескольких исследователей.
На Верхнем замке, в восточной части, где хорошо сохранились слои с органикой, М. К. Каргер в 1957 г. открыл три яруса домонгольской застройки.
По его мнению, верхний ярус построек «не моложе XII — начала XIII в.».
В полевом отчете ученый отмечал, что «в огромном количестве во всех слоях встречались остатки кожаных изделий, в первую очередь различной обуви.
В еще большем количестве попадались обрезки кожи, что свидетельствует о наличии где-то поблизости соответствующих мастерских.
Среди кожаных изделий особое значение имеет найденный на глубине 4,6 м кошелек.
Обе стороны его покрыты тиснением, мотивы которого близко напоминают орнаменты ювелирных изделий XI–XII вв.» (Каргер, 1957. Л. 8, 9; Курбатов, 1999. С. 100).
Сразу после раскопок, что отмечено в материалах отчета, этот кошелек был передан в Полоцкий музей.
Прорисовка и фотографии кошелька неизвестны.
В 1959–1962 гг. в этой части Верхнего замка Г. В. Штыхов исследовал участок площадью 640 кв. м. На уровне VII горизонта застройки вокруг постройки 7Г было обнаружено много ШЕРСТИ И КУСКОВ ВОЙЛОКА (Штыхов, 1975. С. 41), что можно связать с находившейся поблизости мастерской ВАЛЯЛЬЩИКА ВОЙЛОКА.
По другим регионам средневековой Руси мы знаем, что войлочники соседствовали с кожевниками.
Здесь это подтверждается в нижнем, VIII, горизонте, где найдена постройка 8К, квадратная, со сторонами в 1 м, сложенная в обло из бревен диаметром 18 см.
Внутри и вокруг сооружения отмечено большое скопление шерсти, перемешанной с известью. Г. В. Штыхов справедливо увидел в нем
ящик для золения кож.
Рядом была открыта срубная постройка 7А размерами 3,1 × 3,1 м, которую исследователь назвал жилищем-мастерской полоцкого кожевника-сапожника (Там же. С. 42, 43).
На уровне IX горизонта открыта постройка 9Г площадью не менее 24 кв. м, внутри которой найден слой шерсти, содержавший остатки известкового раствора.
По мнению Г. В. Штыхова, нет сомнений, что это помещение для выделки кож.
Порубочная ДАТА одного из бревен постройки — 1244 г.
Справедливо утверждение, что на изученном участке Верхнего замка на протяжении 20 лет в середине XIII в. существовал кожевенный комплекс (Там же. С. 46).
Правильнее говорить о двух мастерских: в постройке 7А, рядом с которой в теплое время мастер выделывал кожи, а зимой шил
из них обувь, и в постройке 9Г, где выделывали кожи круглый год (Полоцк, 2012. С. 363).
Здесь же найдены инструменты сапожников — 10 колодок-правил, шилья, ножи, иглы (Штыхов, 1975. С. 76).
Кожевенная мастерская или мастерские XVII– XVIII вв. выделены на Великом посаде Полоцка при археологических работах 2000 и 2002 гг.
на местах прокладки инженерных коммуникаций (рис. 1, 1).
Здесь обнаружено много предметов из кожи, а также инструменты ремесленника
(Дук, Соловьев, 2004. С. 241 и сл.).
По изученным и обобщенным письменным данным известно, что в Полоцке в первой половине XVI в. кожевенно-обувное ремесло
получило широкое развитие.
В городе работали
седляры,
рымари,
сыромятники,
кожемяки,
хомутники,
рукавичники.
В 1726 г. из состава цеха кушнеров, шапочников и чеботарей вышли чеботари и создали новый цех.
В конце XVIII в. в Полоцке зарождается мануфактурное производство
(кожевня Марка Лукашевича), а в 1786 г. уже действует 12 мастерских мануфактурного типа по выделке кож (Полоцк, 2012. С. 342, 343).
Такое положение сохраняется и в дальнейшем, во второй половине XIX в., когда в городе сапожники и кожевники составляли значительный процент среди всех ремесленников (Глазырин, 1998. С. 84,
табл. 3, 1).
Существенные трудности начинаются при попытках оценки состава и объема кожаных изделий в отдельных комплексах раскопов М. К. Каргера и Г. В. Штыхова.
В 1990-е гг. автор провел анализ полевой документации по раскопкам М. К. Каргера и публикации материалов Г. В. Штыхова.
В результате представилась следующая картина:
cходные топографические условия раскопов 1957 и 1959–1962 гг., которые, по оценке Г. В. Штыхова, практически примыкали друг к другу, дали также и равную мощность отложений, сопровождаемых
горизонтальностью стратиграфии напластований и примерно одинаковой сохранностью органических материалов.
В этой ситуации стало возможным объективное сопоставление горизонтов и ярусов застройки, выделенных на разных раскопах, на основании уровня залегания деревянных конструкций от современной поверхности.
Следовательно, ярусы в раскопе 1957 г. должны соответствовать горизонтам в раскопах 1959–1962 гг.
Таким образом обосновывается хронологическая привязка ярусов из раскопок 1957 г. на основании серий дендродат, полученных по спилам из раскопов 1959–1962 гг. (табл.).
Условный IV ярус у М. К. Каргера можно соотносить с нижней частью XIII горизонта у Г. В. Штыхова.
Можно добавить, что XI горизонт в раскопе 1957 г. Г. В. Штыховым не был отчетливо выделен.
Стратиграфию ярусов в раскопе М. К. Каргера отражают полевые фотографии (рис. 2).
Правильность такого соотнесения подтверждают наблюдения исследователей за составом, количеством и динамикой распределения находок в слоях обоих раскопов.
Предпринятые исследовательские действия позволяют значительно (едва ли не вдвое) увеличить объем кожевенного материала, относимого
к слоям последней четверти XII — первой половине XIII в.
в полоцком кремле.
Это существенно подкрепляет выводы, следующие из анализа данного кожевенного материала.
В открытой Г. В. Штыховым мастерской первой половины XIII в. на Верхнем замке «найдены детали от нескольких сот экземпляров обуви (есть обувь, сохранившаяся почти целиком)…», далее следует
уточнение, что
«в слоях XIII в. остатков башмаков 260, из них 92 украшенных вышивкой» (Штыхов, 1975. С. 76, 77).
Также упоминается, что найдены 29 поршней, и некоторые «резные поршни» хорошо сохранились.
В «резных» надо видеть «ажурные» поршни (Там же. С. 79).
Достаточно много деталей относится к сапогам.
Одних только деталей детских сапожков с цельнокроеными и неотрезными передами указано 44.
Также названы голенища (12 экз.),
переда (41 экз.),
задники (39 экз.),
отдельно приведено общее количество подошв — 415, которые, вероятно, отнесены именно к деталям сапог.
Среди других кожаных изделий выделены
детали ножен (15 экз.),
кошельков и футляров
(9 экз.),
рукавиц (4 экз.),
неопределенная крупная деталь из красной кожи, «часто простроченной швами»,
деталь игрового мяча и «остаток кожаного изделия с орнаментом, составленным из узких медных пластинок» (рис. 3) (Там же. С. 79, 80).
Последний предмет, сохранившийся фрагментарно,
представлен среди прорисовок кожаных предметов в коллективной работе 2012 г. (Полоцк, 2012. С. 363–365, рис. 70, 5).
Надо полагать, что здесь мы имеем дело с фрагментом кожаного чехла для ножей, украшенного вальцованной бронзовой проволокой (рис. 3, 5).
Как показывают последние разработки,
подобные изделия с аналогичным декором
БЫЛИ ХАРАКТЕРНЫ В XII–XIV вв.
для отдельных районов Прибалтики,
Беларуси и Финляндии.
Подражание такому декору ножен наблюдается особенно среди продукции новгородских кожевников (Курбатов, 2023. С. 116 и сл.).
Технико-технологические особенности кожевенного ремесла и его продукции в Полоцке сегодня объективно можно проследить по коллекции из раскопок М. К. Каргера.
В ее составе сохранилось 858 предметов, в том числе
— основных деталей обуви — 295,
дополнительных деталей обуви (обшивка верха, заплаты, прокладки
в шов) — 26,
других бытовых предметов — девять.
Также выделено 208 обрезков обуви и 320 обрезков от раскроя, среди которых 39 — с края кожевого листа.
Технологические признаки: основной объем кожи — толщиной 1,0–1,5 мм, кожа хорошо продублена, расслоение слабое; поверхность кожи качественно тонирована в черный цвет; для подошв использовалась кожа толщиной 1,5–2,0 мм, более жесткая, чем для верха обуви (здесь надо предполагать особые приемы дубления).
Часть кож имеет дополнительную отделку — тиснение «сеточка».
Использовали три сорта кожи: эластичную коричневую внутри и черненую снаружи (по виду животного — коза или овца) использовали для верха обуви (рис. 4, 1); плотную черную кожу крупного рогатого скота — для верха сапог; жесткую коричневую — для подошв.
Раскрой и пошив обуви: выделено ЧЕТЫРЕ вида мягкой обуви:
туфли,
сапоги,
«домашние
туфли» и
поршни.
Для мягких туфель выделено два вида раскроя: асимметричный, в одну деталь, и симметричный, в две детали.
Декор туфель присутствует на 25 из 38 моделей и различается по технике нанесения.
Всего выделено 13 вариантов декора (рис. 5), среди которых:
— расшивка шерстяной цветной нитью по носку (рис. 5, А, 1, 2, 4–6, 9, 10, 12, 13);
— диагональное линование всей поверхности
в форме «сеточка» (рис. 4, 4; 5, А, 11);
— полоса шириной 1,0–1,3 см из вальцованной металлической проволоки (шириной 1,5–
2,0 мм), «навитая» по продольной оси на носок
«головки» (рис. 4, 2; 5, А, 7);
— «продержка» из парных тонких полос кожи
сквозь частые прорези вдоль продольной оси носка (рис. 5, А, 3).
На некоторых предметах сохраняются фрагменты расшивки шерстяной нитью (рис. 4, 3).
Варианты расшивки, отдельно и в сочетании с продержкой, демонстрируют определенное разнообразие, что позволяет сравнивать их с материалами из Берестья, Новгорода, Пскова и Твери.
Подробнее можно остановиться на своеобразном виде декора — диагональных отрезах, сделанных при помощи металлической вальцованной проволоки на продольной оси головки туфель.
В полоцкой коллекции 1957 г. выделено три такие детали.
При размыве изделий в швах были замечены мелкие фрагменты вальцованной проволоки, металлографический анализ которой провел А. Н. Егорьков в лаборатории спектрального анализа ИИМК РАН.
Анализ показал, что ОСНОВНЫМ МЕТАЛЛОМ проволоки было железо.
Кроме обуви металлической нитью, видимо, был прошит чехол
для миниатюрных ножниц (рис. 4, 5).
Декор туфель вальцованной металлической проволокой сегодня можно считать нехарактерным для большинства древнерусских городов.
Однако он применялся в некоторых городах Польши.
Так, в Ополье металлическая «плетенка» была в ходу
в конце X — первой половине XII в.
(Norska-Gulkova, 1964. S. 10, rys. 3a, 13)
и
Гданьске — в середине XII в. (Wiklak, 1969. S. 499, rys. 42e).
В Ополье встречены и мотивы расшивки цветными растительными (?) нитями, близкие или аналогичные используемым при металлической
оплетке (Hołubowicz, 1956. S. 324, rys. 143).
В дополнение к изложенному отметим, что только в Полоцке встречен такой вариант западного декора, как металлические заклепки (рис. 3, 13).
Подытоживая, можно отметить,
что в настоящее время постановка вопроса о самостоятельных школах во многих видах ремесел в древнерусских городах НЕ НАХОДИТ ОТКЛИКА У ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ.
Тем не менее подобные «школы» признаются в архитектуре и отдельных художественных ремеслах (Курбатов, 2013. С. 478, 479).
Работа Г. В. Штыхова по комплексному анализу материалов древнего Полоцка (Штыхов, 1975) позволяет ставить вопрос о сложении
в нем в XII–XIII вв. своеобразных форм и традиций в технике и технологии разных ремесел, выраженных в своеобразных чертах и признаках местной продукции.
В ряду таких ремесел стоит и кожевенное дело. Значительным шагом в этом направлении может быть полная публикация кожевенного комплекса из раскопок Г. В. Штыхова 1959–1962 гг.
#Русь_история_артефакты_источники
Что такое "Full Grain" и почему такая кожа самая дорогая!!!
Show more
Не все виды кожи одинаковы. Кожа животных, как и человеческая кожа, состоит из нескольких слоев, которые обладают различными качествами и характеристиками, делающими ее пригодной для определенного типа обработки.
Натуральная кожа (Full Grain) представляет собой вершину совершенства в производстве кожаных изделий, поскольку она представляет собой самую суть коровьей или телячьей кожи в ее наиболее элегантной, аутентичной и ценной форме.
Слои шкуры: лицевая кожа и спилок.
На этапе «двоения кожи» специальная машина, оснащенная острым как бритва лезвием, разделяет кожу на два или более слоев: первый слой, верхний, является наиболее ценным и прочным и называется лицевой частью(Full Grain); второй и следующие слои, являются более низкими по качеству.
В свою очередь, текстура, в зависимости от типа обработки, которой подвергается кожа для улучшения ее характеристик, различается на «Full Grain», также называемую «First Grain», и «Corrected grain».
Full Grain без каких-либо дополнительных покрытий.
То, что отличает кожу Full Grain, — это минимальный процесс отделки. Это кожа, которая полностью сохраняет свой первоначальный внешний вид поверхности: это означает, что ее естественное зерно никак не изменено и не имеет покрывающих отделок. Full Grain - это, по сути, первый слой дермы животного, с которого удалены волосы, и только водоотталкивающая обработка и коррекция окраски применяются во время отделки. В результате кожа сохраняет свою первоначальную текстуру, а поры, к которым крепились волосы, открыты и видны невооруженным глазом.
В среднем только 10-15% кож могут быть классифицированы как Full Grain и, таким образом, переходят на стадию дубления без какой-либо поверхностной обработки. Можно предположить, что для получения полнозернистой кожи необходимо проводить тщательный отбор шкур на начальном этапе: только те, которые достаточно свободны от дефектов, будут пригодны для такой тонкой, не покрывающей отделки.
Напротив, кожа с исправленным зерном — это кожа, поверхность которой, имеющая очевидные недостатки, корректируется посредством отделки, чтобы устранить ее дефекты и сделать ее текстуру более однородной.
Характеристики и качества продукта, изготовленного из Full Grain.
Будь то сумка, кошелек или ремень, изделие из кожи "Full Grain" обладает особой внутренней красотой: кожа демонстрирует естественную зернистость во всем ее великолепии и сохраняет нетронутыми характеристики и следы, которые делают ее уникальной и отличной от других. Аксессуар из цельной зернистой кожи отличается своей способностью сохранять вневременную привлекательность, имеет шелковистый эффект на ощупь и отличается чрезвычайной мягкостью. Цельная зернистая кожа также характеризуется большей эластичностью и адаптируется к форме тела или предмета. Кроме того, ее естественная воздухопроницаемость делает ее идеальной для одежды и аксессуаров, контактирующих с кожей.
Топовые "Full Grain" кожи из Франции:
Магазин французской кожи Синдикат
Show more
Не все виды кожи одинаковы. Кожа животных, как и человеческая кожа, состоит из нескольких слоев, которые обладают различными качествами и характеристиками, делающими ее пригодной для определенного типа обработки.
Натуральная кожа (Full Grain) представляет собой вершину совершенства в производстве кожаных изделий, поскольку она представляет собой самую суть коровьей или телячьей кожи в ее наиболее элегантной, аутентичной и ценной форме.
Слои шкуры: лицевая кожа и спилок.
На этапе «двоения кожи» специальная машина, оснащенная острым как бритва лезвием, разделяет кожу на два или более слоев: первый слой, верхний, является наиболее ценным и прочным и называется лицевой частью(Full Grain); второй и следующие слои, являются более низкими по качеству.
В свою очередь, текстура, в зависимости от типа обработки, которой подвергается кожа для улучшения ее характеристик, различается на «Full Grain», также называемую «First Grain», и «Corrected grain».
Full Grain без каких-либо дополнительных покрытий.
То, что отличает кожу Full Grain, — это минимальный процесс отделки. Это кожа, которая полностью сохраняет свой первоначальный внешний вид поверхности: это означает, что ее естественное зерно никак не изменено и не имеет покрывающих отделок. Full Grain - это, по сути, первый слой дермы животного, с которого удалены волосы, и только водоотталкивающая обработка и коррекция окраски применяются во время отделки. В результате кожа сохраняет свою первоначальную текстуру, а поры, к которым крепились волосы, открыты и видны невооруженным глазом.
В среднем только 10-15% кож могут быть классифицированы как Full Grain и, таким образом, переходят на стадию дубления без какой-либо поверхностной обработки. Можно предположить, что для получения полнозернистой кожи необходимо проводить тщательный отбор шкур на начальном этапе: только те, которые достаточно свободны от дефектов, будут пригодны для такой тонкой, не покрывающей отделки.
Напротив, кожа с исправленным зерном — это кожа, поверхность которой, имеющая очевидные недостатки, корректируется посредством отделки, чтобы устранить ее дефекты и сделать ее текстуру более однородной.
Характеристики и качества продукта, изготовленного из Full Grain.
Будь то сумка, кошелек или ремень, изделие из кожи "Full Grain" обладает особой внутренней красотой: кожа демонстрирует естественную зернистость во всем ее великолепии и сохраняет нетронутыми характеристики и следы, которые делают ее уникальной и отличной от других. Аксессуар из цельной зернистой кожи отличается своей способностью сохранять вневременную привлекательность, имеет шелковистый эффект на ощупь и отличается чрезвычайной мягкостью. Цельная зернистая кожа также характеризуется большей эластичностью и адаптируется к форме тела или предмета. Кроме того, ее естественная воздухопроницаемость делает ее идеальной для одежды и аксессуаров, контактирующих с кожей.
Топовые "Full Grain" кожи из Франции:
Магазин французской кожи Синдикат
120 views
Что такое танины? Все, чего вы не знали о растительном дублении.
Сегодня район Санта-Кроче-суль-Арно является домом для 30 процентовShow more производства кожи в Италии и 98 процентов национального производства подошвенной кожи. Растительное дубление кожи достигает 95 процентов содержания углерода на основе биотехнологий, по сравнению со средним показателем в 25 процентов для альтернативных материалов, полученных из кактуса, ананаса, яблока или других видов растений. (Исследование Genuine Italian Vegetable-Tanned Leather Consortium, проведенное Ars Tinctoria).
Растительное дубление: как происходит процесс
«Растительный активный ингредиент, который запускает трансформацию животной дермы в плотный и прочный материал, — это танин. Необработанная шкура, очищенная от примесей, помещается в большие вращающиеся барабаны с водой и порошкообразными танинами. Во время фазы дубления молекулы танина способны внедряться в межволоконные пространства кожи и образовывать прочные связи с коллагеном, т. е. белками кожи», — объясняет Мартина Скуарчини из Conceria il Ponte, исторической компании, которая специализируется на растительном дублении с 1961 года, имеет сертификат LWG GOLD RATED и является членом Консорциума подлинной итальянской кожи растительного дубления.
Что такое танин? Свойства, цвета и характеристики
«Танины — это натуральные растительные вещества, которые содержатся в древесине, коре, корнях, листьях и фруктах. С химической точки зрения танины — это природные полифенолы, которые вырабатываются в процессе метаболизма растений для защиты от атак насекомых, грибков и бактерий. Их защитные и антиоксидантные свойства стабилизируют кожу животных и делают ее пригодной для использования в течение очень длительного времени. Они также обладают дышащими и противогрибковыми свойствами: обувь из кожи растительного дубления с кожаной подошвой позволяет ноге дышать, впитывает пот и борется с распространением бактерий, вызывающих запах. Кожа растительного дубления не содержит тяжелых металлов и часто является единственным типом кожи, который переносят люди, страдающие контактным дерматитом», — говорит Барбара Маннуччи, директор Консорциума по натуральной итальянской коже растительного дубления.
Наиболее часто используемые в растительном дублении в Тоскане танины — это экстракт квебрачо, мимозы и каштана. Экстракт тары или мираболан также используются в меньшей степени.
Квебрахо
Квебрачо получают из дерева, растущего на севере Аргентины, и имеет красноватый цвет, который придает коже теплый, блестящий оттенок. Подходит для производства щеточных изделий, так как кожа, содержащая эти экстракты, легко темнеет от трения; она также устойчива к воде и атмосферным воздействиям.
каштан
Дубильный экстракт каштана, полученный из ствола одноименного растения каштана, подходит для дубления тяжелой кожи, особенно подошвенной кожи, поскольку он дает кожу, которая является прочной и компактной, но гибкой и эластичной, светостойкой и с хорошей водостойкостью. Его цвет темно-коричневый.
Мимоза
Экстракт мимозы из Южной Африки придает коже характерный розоватый цвет; танин мимозы быстро проникает в волокна кожи и обладает высокой прочностью, поэтому он широко используется как при дублении кожи, так и при растительном дублении.
Тара
Танин тары получают из стручков дерева в Перу. Он придает коже превосходные свойства полноты и мягкости, а также хорошую устойчивость к свету и теплу. Его цвет очень светлый, похожий на слоновую кость, и он очень хорошо подходит для получения пастельных тонов с помощью красителей в бочках.
Кожа, выдубленная танином, настоящее тактильное ощущение
Кожа растительного дубления — это живой материал, который со временем трансформируется и несет на себе следы владельца. Танины не исчерпывают свою силу в момент извлечения из растения, они продолжают взаимодействовать с кожей, изменяя ее характеристики: кожа, например, темнеет под воздействием света. Один и тот же аксессуар из растительной кожи, используемый людьми, находящимися на разных широтах мира или ведущими разный образ жизни, будет стареть по-разному.
Мартина Скуарчини объясняет, как кожа растительного дубления способна воздействовать на все органы чувств:
«Она имеет запах кожи и растительных экстрактов, который сразу же отличается от других видов дубления. На глаз она имеет теплые тона, которые подчеркивают естественные поры и следы кожи. Кожа растительного дубления «поет»: когда вы проводите рукой по ее поверхности, она издает типичный звук, приписываемый именно этому типу процесса. Она также предлагает непревзойденные тактильные ощущения, она компактна, гибка и приятна по своей текстуре».
P.S. Дорогие друзья и коллеги, на всякий случай сообщаю, что информация взята из официального источника. Носит общий ознакомительный характер!
Приобрести люксовую кожу можно здесь
Магазин французской кожи Синдикат
Химия, с помощью которой, можно устранить любые повреждения на коже
LeTech | Ремонт кожи | Курсы Обучения
Сегодня район Санта-Кроче-суль-Арно является домом для 30 процентовShow more производства кожи в Италии и 98 процентов национального производства подошвенной кожи. Растительное дубление кожи достигает 95 процентов содержания углерода на основе биотехнологий, по сравнению со средним показателем в 25 процентов для альтернативных материалов, полученных из кактуса, ананаса, яблока или других видов растений. (Исследование Genuine Italian Vegetable-Tanned Leather Consortium, проведенное Ars Tinctoria).
Растительное дубление: как происходит процесс
«Растительный активный ингредиент, который запускает трансформацию животной дермы в плотный и прочный материал, — это танин. Необработанная шкура, очищенная от примесей, помещается в большие вращающиеся барабаны с водой и порошкообразными танинами. Во время фазы дубления молекулы танина способны внедряться в межволоконные пространства кожи и образовывать прочные связи с коллагеном, т. е. белками кожи», — объясняет Мартина Скуарчини из Conceria il Ponte, исторической компании, которая специализируется на растительном дублении с 1961 года, имеет сертификат LWG GOLD RATED и является членом Консорциума подлинной итальянской кожи растительного дубления.
Что такое танин? Свойства, цвета и характеристики
«Танины — это натуральные растительные вещества, которые содержатся в древесине, коре, корнях, листьях и фруктах. С химической точки зрения танины — это природные полифенолы, которые вырабатываются в процессе метаболизма растений для защиты от атак насекомых, грибков и бактерий. Их защитные и антиоксидантные свойства стабилизируют кожу животных и делают ее пригодной для использования в течение очень длительного времени. Они также обладают дышащими и противогрибковыми свойствами: обувь из кожи растительного дубления с кожаной подошвой позволяет ноге дышать, впитывает пот и борется с распространением бактерий, вызывающих запах. Кожа растительного дубления не содержит тяжелых металлов и часто является единственным типом кожи, который переносят люди, страдающие контактным дерматитом», — говорит Барбара Маннуччи, директор Консорциума по натуральной итальянской коже растительного дубления.
Наиболее часто используемые в растительном дублении в Тоскане танины — это экстракт квебрачо, мимозы и каштана. Экстракт тары или мираболан также используются в меньшей степени.
Квебрахо
Квебрачо получают из дерева, растущего на севере Аргентины, и имеет красноватый цвет, который придает коже теплый, блестящий оттенок. Подходит для производства щеточных изделий, так как кожа, содержащая эти экстракты, легко темнеет от трения; она также устойчива к воде и атмосферным воздействиям.
каштан
Дубильный экстракт каштана, полученный из ствола одноименного растения каштана, подходит для дубления тяжелой кожи, особенно подошвенной кожи, поскольку он дает кожу, которая является прочной и компактной, но гибкой и эластичной, светостойкой и с хорошей водостойкостью. Его цвет темно-коричневый.
Мимоза
Экстракт мимозы из Южной Африки придает коже характерный розоватый цвет; танин мимозы быстро проникает в волокна кожи и обладает высокой прочностью, поэтому он широко используется как при дублении кожи, так и при растительном дублении.
Тара
Танин тары получают из стручков дерева в Перу. Он придает коже превосходные свойства полноты и мягкости, а также хорошую устойчивость к свету и теплу. Его цвет очень светлый, похожий на слоновую кость, и он очень хорошо подходит для получения пастельных тонов с помощью красителей в бочках.
Кожа, выдубленная танином, настоящее тактильное ощущение
Кожа растительного дубления — это живой материал, который со временем трансформируется и несет на себе следы владельца. Танины не исчерпывают свою силу в момент извлечения из растения, они продолжают взаимодействовать с кожей, изменяя ее характеристики: кожа, например, темнеет под воздействием света. Один и тот же аксессуар из растительной кожи, используемый людьми, находящимися на разных широтах мира или ведущими разный образ жизни, будет стареть по-разному.
Мартина Скуарчини объясняет, как кожа растительного дубления способна воздействовать на все органы чувств:
«Она имеет запах кожи и растительных экстрактов, который сразу же отличается от других видов дубления. На глаз она имеет теплые тона, которые подчеркивают естественные поры и следы кожи. Кожа растительного дубления «поет»: когда вы проводите рукой по ее поверхности, она издает типичный звук, приписываемый именно этому типу процесса. Она также предлагает непревзойденные тактильные ощущения, она компактна, гибка и приятна по своей текстуре».
P.S. Дорогие друзья и коллеги, на всякий случай сообщаю, что информация взята из официального источника. Носит общий ознакомительный характер!
Приобрести люксовую кожу можно здесь

Магазин французской кожи Синдикат
Химия, с помощью которой, можно устранить любые повреждения на коже

LeTech | Ремонт кожи | Курсы Обучения
89 views