"Крещенские купания" не только не правило церковное, но даже и не благочестивый обычай, а скорее народная забава. В дореволюционной «Настольной книге священнослужителя» говорится, что
Show more
«в некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках гадали, суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Само собой разумеется, что подобные описанным обычаи, как нарушающие святость торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены.
Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.
В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».
Стоит добавить, что и Стоглавый собор 1551 года пишет о тех, кто «в навечерие Крещения Господня на нощное плещевание… сходились… - православным христианам не подобает тако творити».
Учитывая все это, неудивительно, что некоторые архипастыри высказывались критически об обычае крещенских купаний, например, митрополит Воронежский Сергий в 2010 году, епископ Домодедовский Евтихий в 2011 году, епископ Мелекесский Диодор в 2017 году. С другой стороны, есть и архипастыри, которые поддерживают данный обычай.
Подводя итог, можно сказать, что суеверные идеи о том, что купание в проруби очищает от греха или что оно может приравниваться к таинству крещения, совершенно недопустимы. Но если кто участвует в таких купаниях не из суеверных соображений и не в ущерб богослужению, а из желания приобщиться к народной забаве, и если ему позволяет здоровье, то это может быть допустимо.
Однако воспринимать купание в проруби как часть церковного благочестия или «подвиг веры» не стоит. Обычаи, которые сложились в народе, не являются церковными правилами, и нужно иметь мудрость отличать одно от другого.