5,075 posts

2 people reacted
81 views
- А чегo ты дoстигла в жизни?
- Главнoгo - oна мне стала нpавиться!
2 people reacted
53 views
Любимый челoвек - этo Вaша yлыбка и Ваш смex, Ваше добpoe утpo и спoкойная нoчь, это Ваше xopoшее настpoeние и гopящие от счacтья глаза...
0 people reacted
36 views
Три этапа обучения.

Сережа пришел в нашу школу во втором классе. Приживался вShow more коллективе долго и трудно: он не умел и не любил работать. Но и бездельничать он тоже не мог в силу своей энергичной натуры. Со всеми вытекающими последствиями... В тетради он калякал что-то немыслимое и в ответ на любое замечание грозился убежать из школы.

Сережа упорно писал «Дамашняя работа», может быть, в знак протеста против ее существования. Я терпеливо исправляла его ошибку, но на следующий день видела ее вновь. По-всякому пробовала, но Сережа был мальчиком закаленным и невосприимчивым как к простуде, так и ко всякого рода педагогическим воздействиям. Пришлось согласиться с его трактовкой написания этого слова. Я ему сказала:

— Сережа, все! Разрешаю тебе писать «дамашняя». Наконец-то я догадалась, как именно ты проверяешь безударную гласную в этом слове.

— Проверочное слово «дом»! — торопливо вставил он.

— Да ну, «дом»! Какой еще там «дом»! — Я пренебрежительно махнула рукой.— Это у всех остальных — «дом», а у тебя совсем по-другому проверяется: «как дам»!

Сережа расхохотался: он обладал неплохим чувством юмора, которое, кстати, и помогло найти нам общий язык. Но это было позже, а пока он любил решать все житейские проблемы при помощи кулака. Потому и фраза «Как дам!» в его исполнении давно уже стала одним словом. Проверочным.

Больше я этой ошибки не видела.

**************************************

Эмоционально окрашенные знания, «пережитые» знания быстрее переходят в умения, не только усваиваются, но и, если можно так выразиться, присваиваются.

Первоклассники знают правила переноса слов, но то один, то другой делают ошибки. Надо ли повторять правила, если их все знают? Но тем не менее переносят: о-сень, А-ня... Цитирую А. Шибаева:

«Укол» я перенес: у-кол
И получил за это «кол».
«Опять» я перенес: о-пять.
Теперь, надеюсь, будет «пять»?!

Заулыбались, исправили ошибки. Информацией ребята владели, а здесь добавилась эмоциональная окраска и самостоятельно сделанная аналогия.

*****************************

Аня пошла в школу с шести лет. На уроках демонстрирует прекрасный фонематический слух и полное пренебрежение к правилам орфографни. Бойко отвечает, как надо писать сочетания «жи-ши», и тут же пишет «лыжы». Предлагаю издать приказ такого содержания: «Все грамотные люди должны писать «жи-ши» с гласной «и», а Ане разрешается писать с «ы». Потому что ей так хочется».

Посмеялись. Через несколько дней пишем диктант. Аня вдруг рассмеялась. Подхожу к ней. Она шепотом:

— Это я опять чуть не написала «машына». И сразу подумала: ничего себе, все «и» напишут, только я одна «ы»!

Словарная работа. Диктую слово «восемь». Некоторые ребята не поняли. Чтобы пояснить, надо привести это слово в составе словосочетания или предложения.

— Не поняли? Вот вам пример: «На руке восемь пальцев».

Положила на ложку три горошка: намекнула на их далеко не блестящий устный счет на уроке математики, дала возможность переключиться, отдохнуть и пояснила слово.

**********************************

Лена записывает на доске: «На детской площадке». Последнее слово пишет неуверенно, вопросительно поглядывает на ребят.

— Ой, Лена, ты в слове «площадка» написала «о»! — пугаюсь я. Просто пугаюсь, то есть выражаю эмоции. Я ведь не назвала это ошибкой, но тем не менее Лена торопливо стирает «о» и пишет «а» — «плащадка». Да, критичность мышления не самая сильная сторона Елены...

В классе смех. Начинается розыгрыш.

— Лена, ну что же ты написала! Надо «ю»! — ахает Слава.

— Почему это «ю»? — защищает ее Алеша.— Она правильно написала: ведь проверочное слово — «плащ»!

— Да не «плащ», а «плюшка»! — возражает Слава, глядя на Елену наивными глазами. Все знают: когда у Славы такие глаза — жди подвоха.

Елена слушает, улыбается, машет рукой:

— Да ну вас! Сама знаю!

Уверенно пишет «о», объясняет.

Прием этот мы с ребятами применяем только на третьем этапе, то есть тогда, когда правило изучено и отработано, но тем не менее то у одного, то у другого проскакивают ошибки. То от какой-то неуверенности, то неизвестно почему... Причины таких ошибок стоит искать, пожалуй, не в методике, а в психологии.

**************************************

Кому из учителей не знакома такая картина: правило изучили, долго-долго тренировались, опять повторили правило — и Петя сделал ошибку.

— Почему, ну почему ты написал неправильно?!

А Петя стоит и сам удивляется.

Может быть, дорога слишком гладкая? Даже водитель может уснуть за рулем, если дорога однообразная. Мысли и чувства обостряются при столкновении с нелепым, неожиданным, несообразным. Именно с противоречия, с конфликта и начинается мышление. А у нас все чересчур гладко: изучили — потренировались, и все сначала. Действительно, уснуть можно.

Встречи с противоречиями полезны. У нормально развивающегося ребенка каждая такая встреча вызывает острый интерес, сильное желание разрешить, преодолеть противоречие и в итоге положительные эмоции, радость: я стал чуть сильнее, умнее, я — молодец.

*************************************

Но бывает и иначе.

В поезде пятилетний Сеня извел весь вагон своими капризами и нытьем. Его тетя, с которой он ехал, уговорила-таки его поиграть с детьми. Он попробовал, но тут же со всеми перессорился. С ним попытался затеять игру наш попутчик.

— Сосчитай мои пальцы.

— Десять...

— А теперь сколько? — Он сложил руки, переплетя пальцы, а один палец спрятал между ладонями — известная шутка, кажется, что один палец потерялся. Обычно дети с большим азартом начинают выяснять, в чем же тут дело.

— Де-евять... — Сеня не поверил, пересчитал, удивлен был безмерно: как же так, только что пальцев было десять! И сразу срыв:

— Да ну тебя! Я с тобой не разговариваю! — И чуть не заплакал — так обиделся.

Ребенок не умеет играть. Встреча с противоречием, которая должна была вызвать удивление и дать толчок мышлению, действию, вызвала у мальчика истерическую реакцию, отрицательные эмоции.

Игра, юмор — это гораздо серьезнее, чем мы думаем.

*************************************

Три этапа усвоения учебного материала в своей основе и имеют как раз юмор, игру и некоторую долю театра.

Спортсмен, если он желает достичь в своем виде спорта хороших результатов, создает себе на тренировках дополнительные трудности: приседает со штангой, работает с эспандером. В парном катании фигурист поднимает искусственно утяжеленную партнершу. Мы же, обучая детей русскому языку, боимся создать у них такой же запас прочности, боимся давать нагрузку «с утяжелением»: вдруг перетрудятся, вдруг получится перегрузка! На деле — ничего подобного. Напротив, от нашего минимального минимума у детей развивается речевая «дистрофия».

Чем больше сопротивление объекта, тем сильнее человек, тренирующийся на этом объекте. Заметим, ни один здоровый ребенок не согласится гулять с бабушкой по ровной дорожке, если рядом есть полоса препятствий. Школьная методика предлагает ребенку гладкую дорожку, с которой заботливо убрали даже маленькие камешки. Но эти неблагодарные дети идут н на ровном месте спотыкаются!

********************************************************

Мы решили идти по другой дороге. На ней три этапа:

1. Дети получают, а иногда и сами добывают базовую информацию.

2. Отрабатывается технология применения этой информации — алгоритмы, упражнения.

3. «Полоса препятствий», как искусственных, так и настоящих.

********************************************************

На трех этапах мы с ребятами движемся в противоположных направлениях: они — к знанию, я — к незнанию.

На первом — я самый информированный человек в классе. Остальные могут не знать, ошибаться, сомневаться.

Но вот базу освоили. Во время тренировок (2 этап) дети чувствуют себя все увереннее, сильнее, а я иду в обратную сторону: когда пишу на доске или разбираю вместе с ними задание, я вся в сомнениях.

— «Мальчик подумал...» Вроде, «по» — приставка..., а может, предлог?.. Напишу-ка на всякий случай раздельно, как предлог, но вплотную к «думал», чтобы непонятно было, то ли слитно, то ли раздельно написано...

Дети смеются — некоторые узнали себя, — поправляют, объясняют.

— Какую же гласную написать в первом слоге слова «тяжелый»? Никак не могу вспомнить, «е» там пишется или «и»?

Прием этот называется «ложная альтернатива»: намеренно ставятся рамки «или-или», а решение лежит за пределами рамок, и надо уметь за них выйти. Это одно из качеств, которыми должна обладать творческая личность, но которое — увы! — само не появляется, его надо долго и упорно выращивать.

Кое-кто разделяет мои сомнения, но таких становится все меньше и меньше. Большинство горит желанием немедленно объяснить мне, что решение —за рамками альтернативы, «я» безударная и что вспоминать ничего не нужно — не тот случай, надо подобрать проверочное слово.

И вот третий этап. Дети окрепли, а я, наоборот, напрочь перезабыла всю теорию и вконец разучилась писать. Но зато — никаких сомнений! Самоуверенности — хоть отбавляй!

На доске написаны предложения. Безапелляционно заявляю:

— Ничего не выдумывайте, пишите все подряд — так легче.

А на доске предложение: «Собака по бежала подорожке».

— Перепишите в тетради, — говорю с самым серьезным видом и отворачиваюсь к окну. В позе и мимике только спокойное ожидание: сейчас мои дети выполнят это простое задание.

Десять (из сорока) человек с готовностью берут ручки: переписать — это пожалуйста! Хорошо, когда думать не надо! Эти ребята для меня самые трудные. Они интеллектуально и душевно пассивны, некритичны, покорны, обычно действуют под чьим-либо влиянием. Сейчас они насторожились, не пишут, хотя и собирались. Почему? Да потому, что не пишут остальные, смеются, тянут руки. Эти прочитали повнимательнее и тут же захотели исправить — правила-то знают.

— Что ты, Паша, хотел сказать?

— Там на доске неправильно...

Делаю вид, что внимательно читаю.

— Нет, все правильно.

— Неправильно...

— Правильно.

В классе хохот: такой «спор» может продолжаться бесконечно, и дети видят юмор ситуации. Шепот со всех сторон: «Доказывай!»

— «Побежала» надо писать слитно, а «по дорожке» — раздельно.

— Нет, Паша, все наоборот.

— Но ведь в слове «побежала» «по» — приставка, а приставки пишутся слитно.

— Ну что ты, «по» — предлог, а предлоги пишутся раздельно.

Наконец, Паша приводит доказательства.

— Все, убедил, здесь действительно были ошибки. Сейчас исправлю. Молодец! Если бы не ты, все так и написали бы с ошибками.

Класс весело протестует, а Паша садится довольный, хотя и понимает прекрасно, что это игра. Он ощутил в себе силу: сумел убедить другого человека в своей правоте.

*************************************

Написали: За синим морем. «Паникую»:

— О, мы, кажется, ошиблись! Мы же знаем, что в ключе есть пары «о — е» и «ы — и», а тут у нас все вместе, «-им» и «-ем». Так не может быть. Давайте скорее исправим!

Но ни один исправлять не торопится — думают.

— Все правильно! Это же разные части речи!

Доказывают свою правоту.

На этом этапе мы, можно сказать, играем правилами, учебным материалом. А игра — от избытка сил. Я запутываю ребят, как могу: пишу на доске тексты с «коварными», то есть малозаметными ошибками, вызываю на спор, исправляю правильно сказанное или написанное на доске, в тетради. Не тут-то было! Все начеку!

На третьем этапе число случайных, необъяснимых, казалось бы, ошибок резко падает. Но время от времени к этому этапу мы возвращаемся, так как до автоматического письма детям еще далеко.

******************************************

Рябцева С. "ДИАЛОГ ЗА ПАРТОЙ"
1 person reacted
47 views
Историческое лото "Рюриковичи"

Иллюстрированная игра для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.Show more

Первый комплект по Истории России от Рюрика до Смутного времени.

Наглядное изучение истории в процессе игры — это самое лучшее запоминание новой информации без зазубривания и мучений.

В состав входит:

— 10 больших карт с иллюстрациями
— 90 карточек с вопросами

Игра подходит для учеников средней и старшей школы.
0 people reacted
47 views