НУЖНО ЛИ УЧИТЬ РЕБЁНКА ИГРЕ?

Многие дети, приходящие к нам в центр имеют очень слабые игровые
Show more навыки, кто-то вообще не умеет играть с игрушками. Часто родители думают, что если ребёнок умеет собирать паззл, то это равносильно тому, что ребёнок играет. Но это не совсем так, давайте разбираться:
1. Не думайте, что навыки игры появятся спонтанно, сами собой
Все дети должны начать с функционального использования игрушек и игровых действий по готовому сценарию, прежде чем перейти к творческой и символической игре. Необходимо целенаправленно учить ребенка с аутизмом игровым навыкам, чтобы он смог перейти к спонтанной игре.
2. Время игры — это время развития именно игровых навыков
Родители часто используют игру для того, чтобы учить ребенка каким-то другим навыкам (например, цветам разных предметов). Но это уместно лишь тогда, когда играть ребенок и так умеет и любит.
3. Старайтесь мотивировать ребенка с помощью собственных положительных эмоций и похвалы
Первая задача родителей состоит именно в том, чтобы сделать игру более увлекательной для ребенка! Для этого важно, чтобы родители демонстрировали высокий уровень положительного аффекта (проявляли восторг языком тела и словами): много улыбались, смеялись и хвалили ребенка.
4. Важно начинать с более «низких» уровней игры
Определите, что ваш ребенок уже может, и учите его следующему небольшому шагу. Если ребенок только-только начал собирать паззлы, просить его притвориться космонавтом — слишком трудная задача.
5. Имитируйте действия самого ребенка и «расширяйте» их
Это критически важный элемент совместной игры — копировать уместные игровые действия ребенка. Указания и инструкции — это, конечно, хорошо, но не менее важно подражать ребенку и следовать за ним. Вам важно научиться балансировать оба подхода. Если ваш ребенок положил кубик на кубик, сделайте то же самое. Достройте кубики до «дома» или устройте «падение» башни — дополните действие ребенка, моделируя для него новый навык.
6. Делайте паузы, позволяя ребенку отдохнуть от взаимодействия
Получайте удовольствие от игры по одному и тому же шаблону — просто постепенно меняйте или расширяйте этот шаблон.
7. Подсказывайте как можно реже, больше комментируйте происходящее
Игра — это не подходящая ситуация для подсказки «рука на руке» и строгих речевых инструкций («положи кубик сюда, поставь поезд вот сюда»). Вместо этого следите за тем, что привлекло внимание ребенка, затем пытайтесь удержать это внимание, показывая что-то, что связано с интересом ребенка. Вместо директивных инструкций просто комментируйте свои действия и действия ребенка («Ой, куколка хочет есть! Ням-ням!»).
8. Придавайте действиям ребенка символический смысл
Если ребенок сделал что-то необычное и проявил воображение — поддержите это, не надо добавлять практических соображений. Если ребенок решил «съесть» кубик, не надо объяснять, что «кубики не едят». Лучше тоже начните «есть» кубик и скажите: «О, ты ешь бутерброд, а я буду есть котлету!»
9. Временами делайте что-то неожиданное сами
Изображайте преувеличенное удивление и смейтесь вместе с ребенком. Это лишний повод для радости, контакта глазами и взаимодействия. Это также развитие навыков решения проблем.
10. Побуждайте ребенка хоть как-то поучаствовать в игре
Хотя важно следовать за ребенком и подражать ему, нельзя допускать, чтобы ребенок просто не играл. Так что если вы предлагаете ребенку игру, то он должен хоть как-то поучаствовать. Помните, речь идет об одной из базовых проблем при аутизме, так что ничего удивительного, если у ребенка возникают сложности. Это не повод отказываться от игры, важно снова и снова пытаться вовлечь и мотивировать ребенка на игру.
Хотя для родителей такая игра — это «работа», мы надеемся, что эти рекомендации помогут играм стать более приятными для всех сторон. Чем веселее вам обоим, тем лучше для развития мотивации и социальных навыков ребенка
Желаем вам успехов и ждем на наших занятиях!
С заботой о Вас, «BrainKids»!