Курс отличных лекций Александра Попова «Классическая мифология»
Классическая мифология — мифология Древней Греции и ДревнегоShow more Рима, один из наиболее известных и хорошо изученных разделов культурного наследия античности. Классическая мифология включает в себя рассказы об определенном круге персонажей – богах, людях и в особенности «героях», то есть великих людях древности, занимающих промежуточное положение между богами и обыкновенными людьми.
В классическую эпоху Греция состояла из множества полисов – отдельных городов-государств. В каждом из таких городов – Афинах, Эфесе, Спарте, Микенах, Милете и др. – обычно существовал собственный набор местных богов, героев и преданий. Города не имели единой «церкви», религиозной системы или организованного жречества, которые распространялись бы по всей Греции. Поэтому богопочитание носило по преимуществу местный характер и осуществлялось в домах, святилищах или в храмах городов-государств. Лишь несколько святилищ привлекали людей со всей Греции, и только некоторые культы имели приверженцев почти повсеместно; но эти святилища были посвящены одному определенному божеству, а культы сохранялись в тайне от всех, кроме посвященных.
Классическая мифология воспринята нами из двух источников: Греции и Рима, причем в Греции в основном создавалось содержание, Риму же чаще всего принадлежит транскрипция мифов и имен мифологических героев. Так, имя греческого бога Крона в Риме произносили как Кронус или Кронос, и он соответствовал местному римскому божеству Сатурном. Именно как Кронуса или Сатурна его теперь зачастую и знают, хотя практически все мифы, связанные с ним, имеют греческое происхождение. В этой статье все греческие имена мифологических персонажей приводятся в греческой форме, с прибавлением имени того местного римского божества, с которым они были отождествлены.
Курс Александра Попова «Классическая мифология» по мотивам лекций Елизаветы Вандивер, Университет Мериленда.
Плейлист: в комментариях
ДРЕВНЕЙШИЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Греческая мифология, как и греческая культура в целом, представляет собою сплав различных элементов. Эти элементы привносились постепенно на протяжении более тысячи лет. Около 19 в. до н.э. первые известные нам носители греческого языка вторглись с севера в Грецию и на острова Эгейского моря, смешавшись с уже жившими здесь племенами.
Об архаических греках мы не знаем практически ничего, кроме их языка, и мало что в классической мифологии восходит непосредственно к этой ранней эпохе. Однако с большой степенью уверенности можно утверждать, что греки принесли с собой почитание Зевса – бога неба, ставшего верховным божеством в классическую эпоху. Возможно, что почитание Зевса возникло даже раньше, чем греки стали отдельным народом, поскольку отдаленные родственники греков – латиняне Италии и арии, вторгшиеся в Северную Индию, – почитали бога неба с почти тем же именем. Греческий Zeus pater (Зевс-отец) первоначально был тем же самым божеством, что и латинский Юпитер и арийский Дьяус-питар. Однако происхождение других богов чаще всего не удается проследить до эпохи вторжения в Грецию.
КРИТСКИЙ ЭЛЕМЕНТ
Архаические греки были варварами, вторгшимися в ареал высокоразвитой культуры – минойской цивилизации острова Крит и южной части Эгейского моря. Через несколько веков сами греки подверглись сильному влиянию минойцев, однако ок. 1450 до н.э. они захватили Крит и завоевали господствующее положение в эгейском регионе.
Некоторые классические мифы связаны с Критом. По-видимому, лишь немногие из них представляют собою собственно минойские предания, так как по большей части они скорее отражают то впечатление, которое произвели на греков контакты с критской цивилизацией. В одном из мифов Зевс в образе быка похищает Европу, дочь царя финикийского города Тира, и от их союза рождается Минос, основатель династии критских царей. Минос правит в городе Кноссе; он владеет огромным лабиринтом и дворцом, где танцует его дочь Ариадна. И лабиринт, и дворец построены искусным мастером Дедалом (чье имя означает «хитроумный художник»). В лабиринте Миноса заперт Минотавр, чудовищный полубык-получеловек, пожирающий приносимых ему в жертву юношей и девушек. Но однажды афинянин Тесей (тоже предназначенный в жертву) убивает чудовище и с помощью Ариадны отыскивает выход из лабиринта по ее нити, спасая своих товарищей. На содержание всех этих рассказов явно повлияли слава великолепного дворца в Кноссе с его сложнейшей планировкой, связи критян с Финикией и близлежащими областями, изумительное мастерство их ремесленников, местный культ быка.
Отдельные представления и рассказы вполне могли быть отражением минойских представлений. Существует легенда о том, что Зевс родился и был похоронен на Крите. По-видимому, здесь отразилось знакомство греков с критским культом «умирающего бога» (одного из «умирающих и возрождающихся» богов), которого они постепенно отождествили с богом небес Зевсом. Кроме того, Минос стал одним из судей мертвых в подземном царстве, что плохо согласуется с обычной для греков смутностью представлений о загробном мире и неопределенностью образа большинства греческих героев. По-видимому, минойцы придавали особое значение женским божествам, и некоторые знаменитые героини позднейших греческих мифов – такие, как Ариадна или Елена Троянская, по-видимому, заимствовали свои черты у минойских прототипов.
МИКЕНСКОЕ ВЛИЯНИЕ
Три с половиной века (ок. 1450–1100 до н.э.) после вытеснения критской цивилизации греками были ознаменованы расцветом греческой цивилизации бронзового века. В этот период вся Греция оказалась под властью многочисленных местных царьков, области которых приблизительно соответствовали будущим территориям городов-государств. Вероятно, они состояли в достаточно свободных отношениях подданства к богатейшему и наиболее могущественному из всех царей – царю Микен, поэтому цивилизацию той эпохи принято называть микенской. Микенцы были деятельным народом, предпринявшим множество дальних, часто завоевательных походов за пределы своей страны; они торговали и совершали набеги по всему Средиземноморью. Приключения и подвиги царей и их сподвижников прославлялись в эпических поэмах, сочинявшихся аэдами, которые пели или декламировали их на придворных пирах и празднествах.
Микенский период стал эпохой формирования греческой мифологии. Многие из греческих богов впервые упоминаются именно в этот период: археологи обнаруживают их имена, начертанные на глиняных табличках, которые использовались для ведения дворцовых записей. Герои позднейшей греческой мифологии в большинстве своем воспринимались уже как исторические личности, жившие в микенский период; кроме того, множество городов, с которыми предания связывают жизнь этих героев, приобрели политическое и экономическое значение именно в эту эпоху. См. также МИКЕНЫ.
ГОМЕРОВСКИЙ ЭПОС
С течением времени воспоминания о микенском периоде и его событиях должны были бы угаснуть, как угасали воспоминания обо всех предшествовавших эпохах греческой истории. На рубеже 12 и 11 вв. до н.э. микенская цивилизация пала под натиском дорийцев – последней волны грекоязычных племен, вторгшихся в Грецию. Однако и в последующие века бедности и изоляции живая память о славном микенском прошлом сохранилась в продолжавшей существовать традиции устной эпической поэзии. Древние сказания пересказывались и подробно разрабатывались, а в 8 в. до н.э. были записаны два сказания из числа самых известных, положившие начало всей повествовательной традиции европейской литературы. Авторство их приписывалось Гомеру, это Илиада и Одиссея, эпические повествования о войне против города Трои в Малой Азии и о путешествиях Одиссея.
Эти поэмы не только донесли до позднейших греков микенское культурное наследие, но и задали основной тон всей греческой мифологии с ее вниманием к человеческому началу и персонажам, которых читатели и слушатели воспринимали как реально существовавших мужчин и женщин. На протяжении столетий в мифологии формировалось также и представление о касте богов, наделенных узнаваемыми характерами и определенными сферами влияния.
ВЛИЯНИЕ ФОЛЬКЛОРА И РЕЛИГИОЗНОГО КУЛЬТА
Архаический период развития греческой культуры (7–6 вв. до н.э.) был отмечен ростом и расширением влияния гомеровских поэм. В то же время множество народных преданий, не относящихся к микенской эпохе, также послужило материалом для различных поэм, заполнявших собою пробелы, оставленные гомеровским эпосом. «Гомеровские гимны» этой эпохи, служившие вступлением к декламации эпических поэм на религиозных празднествах, часто содержали изложение мифов о богах, почитаемых в великих святилищах. Расцвет лирической поэзии также способствовал все более широкому распространению местных преданий. Кроме того, мифологическая традиция обогащалась за счет включения в нее преданий иного типа – народных сказок, основанных на мотивах, общих для многих культур, рассказов о странствиях и подвигах героев, изобилующих чудовищами и волшебными чарами, а также легенд, призванных объяснить или разрешить те или иные явления, конфликты и потрясения, свойственные природе и человеческому обществу.
ВОСТОЧНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
По аналогии с героями, принадлежащими к определенному роду и поколению, боги также имели свои генеалогии и истории. Самая известная и самая авторитетная из т.н. теогоний была составлена на рубеже 8 и 7 вв. поэтом Гесиодом. В Теогонии Гесиода обнаруживаются столь близкие параллели с мифологией Ближнего Востока древних времен, что можно с уверенностью говорить о широком заимствовании греками ближневосточных мотивов.
ЗОЛОТОЙ ВЕК
В так называемый «золотой век греческой культуры», в 5 в. до н.э., драма и особенно трагедия становится главным средством распространения мифов. В эту эпоху древние предания глубоко и серьезно перерабатываются, причем особо выделяются эпизоды, в которых отображаются жестокие конфликты в отношениях между членами одного семейства. Разработка мифологических сюжетов в трагедиях по своей нравственной глубине нередко превосходит все, что было ранее создано в литературе на эти темы. Однако под влиянием греческой философии образованные круги общества проникаются все более скептическим отношением к традиционным представлениям о богах. Миф перестает быть естественным средством выражения наиболее важных идей и представлений.
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Весь греческий мир (а вместе с ним и греческая религия) изменился в результате завоеваний Александра Македонского (ум. 323 до н.э). Тогда возникла новая культура, именуемая эллинистической, сохранившая традиции отдельных городов-государств, но уже не замыкавшаяся в пределах одного полиса. Распад системы городов-государств повлек за собою разрушение политических барьеров на пути распространения мифов. К тому же в результате распространения образования и учености все многообразие мифов, сложившихся в разных областях Греции, впервые было собрано воедино и систематизировано. Греческие историки широко использовали мифы, в чем можно убедиться на примере Павсания, описавшего достопримечательности Греции во 2 в. н.э.
Писателей теперь привлекала экзотика, приключения или – поскольку они сами нередко были учеными – загадочные местные мифы, позволявшие им применить свою ученость. Каллимах, библиотекарь великой Александрийской библиотеки в 3 в. до н.э., был одним из таких писателей. В эпической поэме Причины (Aetia) он рассказывал о происхождении разных странных обычаев; кроме того, сочинял мифологические гимны, посвященные различным богам. Главный соперник Каллимаха, Аполлоний Родосский, изложил наиболее полную версию мифа о Ясоне в своей поэме Аргонавтика.
МИФОЛОГИЯ В РИМСКОМ МИРЕ
Во 2 в. до н.э. Рим завоевал Грецию и усвоил греческую культуру, а к 1 в. до н.э. во всем Средиземноморье возобладала общая греко-римская культура. И римские, и греческие авторы продолжали создавать мифологические сочинения в эллинистическом духе – и ученые, и чисто художественные. Хотя эта литература, как и эллинистическая поэзия, была уже далека от мощного реализма классической мифологии эпохи ее возникновения, некоторые ее образцы стали выдающимися явлениями мировой литературы. К этой традиции принадлежали Вергилий и Овидий.
В то же время официальная религия сохраняла характер государственного культа. Однако поскольку города-государства становились анахронизмом, начали складываться новые формы религиозного культа: культ царя в эллинистических государствах и культ императора в Римской империи. Правители обожествлялись вначале после смерти, а затем и при жизни. Это был культ, превозносивший власть, но не нуждавшийся в повествовательной мифологии или в теологии.
Простые люди продолжали держаться древней пантеистской религии. При этом распространились и мистериальные культы, обещавшие личное спасение, и восточные культы в эллинистической форме, привлекавшие поклонников прежде всего своей экзотичностью. Богиня Исида с ее мистериями была заимствована у египтян, а культ Митры, включавший кровавый ритуал заклания быка, пришел из Анатолии и Персии. Исключительно устойчивым оказалось увлечение астрологией, отождествлявшей древних богов со светилами и усматривавшей в изменчивых, но предсказуемых конфигурациях звезд и планет систему, влияющую на ход человеческой жизни. Представлениям об этой системе космических влияний соответствовала вера в безличную магию, а на более высоком уровне – философские спекуляции неоплатоников.
Классическая мифология — мифология Древней Греции и ДревнегоShow more Рима, один из наиболее известных и хорошо изученных разделов культурного наследия античности. Классическая мифология включает в себя рассказы об определенном круге персонажей – богах, людях и в особенности «героях», то есть великих людях древности, занимающих промежуточное положение между богами и обыкновенными людьми.
В классическую эпоху Греция состояла из множества полисов – отдельных городов-государств. В каждом из таких городов – Афинах, Эфесе, Спарте, Микенах, Милете и др. – обычно существовал собственный набор местных богов, героев и преданий. Города не имели единой «церкви», религиозной системы или организованного жречества, которые распространялись бы по всей Греции. Поэтому богопочитание носило по преимуществу местный характер и осуществлялось в домах, святилищах или в храмах городов-государств. Лишь несколько святилищ привлекали людей со всей Греции, и только некоторые культы имели приверженцев почти повсеместно; но эти святилища были посвящены одному определенному божеству, а культы сохранялись в тайне от всех, кроме посвященных.
Классическая мифология воспринята нами из двух источников: Греции и Рима, причем в Греции в основном создавалось содержание, Риму же чаще всего принадлежит транскрипция мифов и имен мифологических героев. Так, имя греческого бога Крона в Риме произносили как Кронус или Кронос, и он соответствовал местному римскому божеству Сатурном. Именно как Кронуса или Сатурна его теперь зачастую и знают, хотя практически все мифы, связанные с ним, имеют греческое происхождение. В этой статье все греческие имена мифологических персонажей приводятся в греческой форме, с прибавлением имени того местного римского божества, с которым они были отождествлены.
Курс Александра Попова «Классическая мифология» по мотивам лекций Елизаветы Вандивер, Университет Мериленда.
Плейлист: в комментариях
ДРЕВНЕЙШИЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Греческая мифология, как и греческая культура в целом, представляет собою сплав различных элементов. Эти элементы привносились постепенно на протяжении более тысячи лет. Около 19 в. до н.э. первые известные нам носители греческого языка вторглись с севера в Грецию и на острова Эгейского моря, смешавшись с уже жившими здесь племенами.
Об архаических греках мы не знаем практически ничего, кроме их языка, и мало что в классической мифологии восходит непосредственно к этой ранней эпохе. Однако с большой степенью уверенности можно утверждать, что греки принесли с собой почитание Зевса – бога неба, ставшего верховным божеством в классическую эпоху. Возможно, что почитание Зевса возникло даже раньше, чем греки стали отдельным народом, поскольку отдаленные родственники греков – латиняне Италии и арии, вторгшиеся в Северную Индию, – почитали бога неба с почти тем же именем. Греческий Zeus pater (Зевс-отец) первоначально был тем же самым божеством, что и латинский Юпитер и арийский Дьяус-питар. Однако происхождение других богов чаще всего не удается проследить до эпохи вторжения в Грецию.
КРИТСКИЙ ЭЛЕМЕНТ
Архаические греки были варварами, вторгшимися в ареал высокоразвитой культуры – минойской цивилизации острова Крит и южной части Эгейского моря. Через несколько веков сами греки подверглись сильному влиянию минойцев, однако ок. 1450 до н.э. они захватили Крит и завоевали господствующее положение в эгейском регионе.
Некоторые классические мифы связаны с Критом. По-видимому, лишь немногие из них представляют собою собственно минойские предания, так как по большей части они скорее отражают то впечатление, которое произвели на греков контакты с критской цивилизацией. В одном из мифов Зевс в образе быка похищает Европу, дочь царя финикийского города Тира, и от их союза рождается Минос, основатель династии критских царей. Минос правит в городе Кноссе; он владеет огромным лабиринтом и дворцом, где танцует его дочь Ариадна. И лабиринт, и дворец построены искусным мастером Дедалом (чье имя означает «хитроумный художник»). В лабиринте Миноса заперт Минотавр, чудовищный полубык-получеловек, пожирающий приносимых ему в жертву юношей и девушек. Но однажды афинянин Тесей (тоже предназначенный в жертву) убивает чудовище и с помощью Ариадны отыскивает выход из лабиринта по ее нити, спасая своих товарищей. На содержание всех этих рассказов явно повлияли слава великолепного дворца в Кноссе с его сложнейшей планировкой, связи критян с Финикией и близлежащими областями, изумительное мастерство их ремесленников, местный культ быка.
Отдельные представления и рассказы вполне могли быть отражением минойских представлений. Существует легенда о том, что Зевс родился и был похоронен на Крите. По-видимому, здесь отразилось знакомство греков с критским культом «умирающего бога» (одного из «умирающих и возрождающихся» богов), которого они постепенно отождествили с богом небес Зевсом. Кроме того, Минос стал одним из судей мертвых в подземном царстве, что плохо согласуется с обычной для греков смутностью представлений о загробном мире и неопределенностью образа большинства греческих героев. По-видимому, минойцы придавали особое значение женским божествам, и некоторые знаменитые героини позднейших греческих мифов – такие, как Ариадна или Елена Троянская, по-видимому, заимствовали свои черты у минойских прототипов.
МИКЕНСКОЕ ВЛИЯНИЕ
Три с половиной века (ок. 1450–1100 до н.э.) после вытеснения критской цивилизации греками были ознаменованы расцветом греческой цивилизации бронзового века. В этот период вся Греция оказалась под властью многочисленных местных царьков, области которых приблизительно соответствовали будущим территориям городов-государств. Вероятно, они состояли в достаточно свободных отношениях подданства к богатейшему и наиболее могущественному из всех царей – царю Микен, поэтому цивилизацию той эпохи принято называть микенской. Микенцы были деятельным народом, предпринявшим множество дальних, часто завоевательных походов за пределы своей страны; они торговали и совершали набеги по всему Средиземноморью. Приключения и подвиги царей и их сподвижников прославлялись в эпических поэмах, сочинявшихся аэдами, которые пели или декламировали их на придворных пирах и празднествах.
Микенский период стал эпохой формирования греческой мифологии. Многие из греческих богов впервые упоминаются именно в этот период: археологи обнаруживают их имена, начертанные на глиняных табличках, которые использовались для ведения дворцовых записей. Герои позднейшей греческой мифологии в большинстве своем воспринимались уже как исторические личности, жившие в микенский период; кроме того, множество городов, с которыми предания связывают жизнь этих героев, приобрели политическое и экономическое значение именно в эту эпоху. См. также МИКЕНЫ.
ГОМЕРОВСКИЙ ЭПОС
С течением времени воспоминания о микенском периоде и его событиях должны были бы угаснуть, как угасали воспоминания обо всех предшествовавших эпохах греческой истории. На рубеже 12 и 11 вв. до н.э. микенская цивилизация пала под натиском дорийцев – последней волны грекоязычных племен, вторгшихся в Грецию. Однако и в последующие века бедности и изоляции живая память о славном микенском прошлом сохранилась в продолжавшей существовать традиции устной эпической поэзии. Древние сказания пересказывались и подробно разрабатывались, а в 8 в. до н.э. были записаны два сказания из числа самых известных, положившие начало всей повествовательной традиции европейской литературы. Авторство их приписывалось Гомеру, это Илиада и Одиссея, эпические повествования о войне против города Трои в Малой Азии и о путешествиях Одиссея.
Эти поэмы не только донесли до позднейших греков микенское культурное наследие, но и задали основной тон всей греческой мифологии с ее вниманием к человеческому началу и персонажам, которых читатели и слушатели воспринимали как реально существовавших мужчин и женщин. На протяжении столетий в мифологии формировалось также и представление о касте богов, наделенных узнаваемыми характерами и определенными сферами влияния.
ВЛИЯНИЕ ФОЛЬКЛОРА И РЕЛИГИОЗНОГО КУЛЬТА
Архаический период развития греческой культуры (7–6 вв. до н.э.) был отмечен ростом и расширением влияния гомеровских поэм. В то же время множество народных преданий, не относящихся к микенской эпохе, также послужило материалом для различных поэм, заполнявших собою пробелы, оставленные гомеровским эпосом. «Гомеровские гимны» этой эпохи, служившие вступлением к декламации эпических поэм на религиозных празднествах, часто содержали изложение мифов о богах, почитаемых в великих святилищах. Расцвет лирической поэзии также способствовал все более широкому распространению местных преданий. Кроме того, мифологическая традиция обогащалась за счет включения в нее преданий иного типа – народных сказок, основанных на мотивах, общих для многих культур, рассказов о странствиях и подвигах героев, изобилующих чудовищами и волшебными чарами, а также легенд, призванных объяснить или разрешить те или иные явления, конфликты и потрясения, свойственные природе и человеческому обществу.
ВОСТОЧНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
По аналогии с героями, принадлежащими к определенному роду и поколению, боги также имели свои генеалогии и истории. Самая известная и самая авторитетная из т.н. теогоний была составлена на рубеже 8 и 7 вв. поэтом Гесиодом. В Теогонии Гесиода обнаруживаются столь близкие параллели с мифологией Ближнего Востока древних времен, что можно с уверенностью говорить о широком заимствовании греками ближневосточных мотивов.
ЗОЛОТОЙ ВЕК
В так называемый «золотой век греческой культуры», в 5 в. до н.э., драма и особенно трагедия становится главным средством распространения мифов. В эту эпоху древние предания глубоко и серьезно перерабатываются, причем особо выделяются эпизоды, в которых отображаются жестокие конфликты в отношениях между членами одного семейства. Разработка мифологических сюжетов в трагедиях по своей нравственной глубине нередко превосходит все, что было ранее создано в литературе на эти темы. Однако под влиянием греческой философии образованные круги общества проникаются все более скептическим отношением к традиционным представлениям о богах. Миф перестает быть естественным средством выражения наиболее важных идей и представлений.
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Весь греческий мир (а вместе с ним и греческая религия) изменился в результате завоеваний Александра Македонского (ум. 323 до н.э). Тогда возникла новая культура, именуемая эллинистической, сохранившая традиции отдельных городов-государств, но уже не замыкавшаяся в пределах одного полиса. Распад системы городов-государств повлек за собою разрушение политических барьеров на пути распространения мифов. К тому же в результате распространения образования и учености все многообразие мифов, сложившихся в разных областях Греции, впервые было собрано воедино и систематизировано. Греческие историки широко использовали мифы, в чем можно убедиться на примере Павсания, описавшего достопримечательности Греции во 2 в. н.э.
Писателей теперь привлекала экзотика, приключения или – поскольку они сами нередко были учеными – загадочные местные мифы, позволявшие им применить свою ученость. Каллимах, библиотекарь великой Александрийской библиотеки в 3 в. до н.э., был одним из таких писателей. В эпической поэме Причины (Aetia) он рассказывал о происхождении разных странных обычаев; кроме того, сочинял мифологические гимны, посвященные различным богам. Главный соперник Каллимаха, Аполлоний Родосский, изложил наиболее полную версию мифа о Ясоне в своей поэме Аргонавтика.
МИФОЛОГИЯ В РИМСКОМ МИРЕ
Во 2 в. до н.э. Рим завоевал Грецию и усвоил греческую культуру, а к 1 в. до н.э. во всем Средиземноморье возобладала общая греко-римская культура. И римские, и греческие авторы продолжали создавать мифологические сочинения в эллинистическом духе – и ученые, и чисто художественные. Хотя эта литература, как и эллинистическая поэзия, была уже далека от мощного реализма классической мифологии эпохи ее возникновения, некоторые ее образцы стали выдающимися явлениями мировой литературы. К этой традиции принадлежали Вергилий и Овидий.
В то же время официальная религия сохраняла характер государственного культа. Однако поскольку города-государства становились анахронизмом, начали складываться новые формы религиозного культа: культ царя в эллинистических государствах и культ императора в Римской империи. Правители обожествлялись вначале после смерти, а затем и при жизни. Это был культ, превозносивший власть, но не нуждавшийся в повествовательной мифологии или в теологии.
Простые люди продолжали держаться древней пантеистской религии. При этом распространились и мистериальные культы, обещавшие личное спасение, и восточные культы в эллинистической форме, привлекавшие поклонников прежде всего своей экзотичностью. Богиня Исида с ее мистериями была заимствована у египтян, а культ Митры, включавший кровавый ритуал заклания быка, пришел из Анатолии и Персии. Исключительно устойчивым оказалось увлечение астрологией, отождествлявшей древних богов со светилами и усматривавшей в изменчивых, но предсказуемых конфигурациях звезд и планет систему, влияющую на ход человеческой жизни. Представлениям об этой системе космических влияний соответствовала вера в безличную магию, а на более высоком уровне – философские спекуляции неоплатоников.
22 people reacted
28 views
Книга Юрий Грозмани "ЖЕЛЕЗНОЕ СЕРДЦЕ КЁНИГСБЕРГА". Предзаказ на новое издание!
В книге - 16 реальных захватывающих историй из жизни автомобилистов - жителей Восточной Пруссии и их автомобилях! Сюжеты разворачиваютсяShow more в 20—40-е годы XX века на фоне знаковых для Восточной Пруссии исторических событий. В ней всё подлинное - люди, истории и, конечно же, автомобили. Она написана по воспоминаниям самих героев очерков, участников и очевидцев трагических событий прошлого века. Их буквально по крупицам многие годы собирал автор очерков - вёл переписку, встречался с бывшими жителями Кёнигсберга и Восточной Пруссии, изучал архивы...
Одна из историй - о графе Лендорфе (история целиком - только в книге!).
Генрих фон Лендорф, офицер вермахта, аристократ, красавец, интеллектуал - он вместе с полковником Клаусом фон Штауффенбергом готовил покушение на Гитлера. Обеспечивал связь между заговорщиками в Восточной Пруссии со штабом в Берлине (Генрих побывал на Восточном фронте - и то, что он увидел в Борисове, где эсэсовцы расстреливали тысячами еврейских женщин и детей, - превратило “светского льва” в участника сопротивления).
Узнав, что покушение провалилось, он вскочил в свой эксклюзивный родстер, “БМВ” ручной работы, и помчался в имение Штайнорт (теперь польский город Кентшин), чтобы успеть спасти жену и дочерей.
“BMW” модели “319/1”, которых на всю Германию было не более сотни - разгонялся до 140-150 км/час. Лендорф купил эту машину за бешеные деньги, когда влюбился в юную графиню Готлиб фон Кальнайн.
Он не успел. Гестаповцы пришли раньше. Лендорфа остановили на дороге и предупредили - но он решил сдаться, думая, что этим спасает семью. Однако жена всё равно была арестована, дети попали в специальный детдом для “предателей”, а эксклюзивный “BMW-319/1” забрал себе министр иностранных дел Риббентроп. Правда, эсэсовец Фегеляйн донёс об этом Гитлеру, тот устроил Риббентропу разнос, автомобиль был конфискован... и следы его на этом теряются.
Лендорф был казнён.
Уже после войны выжившая жена Лендорфа получила... счёт за исполнение приговора. Дочь Лендорфа, ставшая впоследствии известной моделью, возненавидела Германию - и взяла себе псевдоним “Верушка”, с намёком на русское происхождение.
“Я без конца прокручиваю в сознании, - писала она в своём дневнике, - а что, если бы отец в ту ночь всё-таки увёз нас на своём BMW?”
***
Тех. параметры книги: формат 170х240 мм
, более 300 стр., твёрдый переплёт, мелованная бумага, цветная печать, золотое тиснение на обложке. Более 800 фотографий и картины И. Автухова.
***
Прямо сейчас вы можете сделать ПРЕДЗАКАЗ книги на краудфандинговой платформе Планета по ссылке: https://planeta.ru/campaigns/koenig_avto
На странице проекта - все подробности о книге и условиях.
Почему лучше заказать книгу сейчас, а не дожидаться её выхода?
Во-первых, в этом случае вы получите книгу по самой низкой цене, а самое главное - сделаете реальным само её издание!
Поддержите издание книги!
Мы подготовили разные вознаграждения за поддержку: от открыток до пакета "Меценат"!
Просим и об информационной поддержке! Поделитесь информацией и ссылкой на проект на своей странице!
Фирменный магазин издательства "Живём":
Калининград, Ленинский пр., 30 (ТЦ «Плаза»), 4 этаж у КАРО-фильм
Часы работы: с 10.00 до 20.00 ежедневно.
Телефон (viber, WA) для справок: 8-911-460-91-83, 8-911-460-81-83
По России книги отправляем почтой!
living-book.ru
vk.com/zivem_koenig
facebook.com/zivem.koenig
instagram.com/zivem.koenig
t.me/zivem
#Königsberg #Калининград #история #ВосточнаяПруссия #Ostpreußen #koenig #Кёнигсберг #роднойкалининград #издательствоЖивём #историякалининград #kaliningrad #kaliningradtoday #книги #книгиоКёнигсберге #Живёмвкалининграде #калининградскаяобласть #регион39 #planeta.ru #koenig_avto #железноесердцекёнигсберга #юрийгрозмани #автомобили #ретроавто
В книге - 16 реальных захватывающих историй из жизни автомобилистов - жителей Восточной Пруссии и их автомобилях! Сюжеты разворачиваютсяShow more в 20—40-е годы XX века на фоне знаковых для Восточной Пруссии исторических событий. В ней всё подлинное - люди, истории и, конечно же, автомобили. Она написана по воспоминаниям самих героев очерков, участников и очевидцев трагических событий прошлого века. Их буквально по крупицам многие годы собирал автор очерков - вёл переписку, встречался с бывшими жителями Кёнигсберга и Восточной Пруссии, изучал архивы...
Одна из историй - о графе Лендорфе (история целиком - только в книге!).
Генрих фон Лендорф, офицер вермахта, аристократ, красавец, интеллектуал - он вместе с полковником Клаусом фон Штауффенбергом готовил покушение на Гитлера. Обеспечивал связь между заговорщиками в Восточной Пруссии со штабом в Берлине (Генрих побывал на Восточном фронте - и то, что он увидел в Борисове, где эсэсовцы расстреливали тысячами еврейских женщин и детей, - превратило “светского льва” в участника сопротивления).
Узнав, что покушение провалилось, он вскочил в свой эксклюзивный родстер, “БМВ” ручной работы, и помчался в имение Штайнорт (теперь польский город Кентшин), чтобы успеть спасти жену и дочерей.
“BMW” модели “319/1”, которых на всю Германию было не более сотни - разгонялся до 140-150 км/час. Лендорф купил эту машину за бешеные деньги, когда влюбился в юную графиню Готлиб фон Кальнайн.
Он не успел. Гестаповцы пришли раньше. Лендорфа остановили на дороге и предупредили - но он решил сдаться, думая, что этим спасает семью. Однако жена всё равно была арестована, дети попали в специальный детдом для “предателей”, а эксклюзивный “BMW-319/1” забрал себе министр иностранных дел Риббентроп. Правда, эсэсовец Фегеляйн донёс об этом Гитлеру, тот устроил Риббентропу разнос, автомобиль был конфискован... и следы его на этом теряются.
Лендорф был казнён.
Уже после войны выжившая жена Лендорфа получила... счёт за исполнение приговора. Дочь Лендорфа, ставшая впоследствии известной моделью, возненавидела Германию - и взяла себе псевдоним “Верушка”, с намёком на русское происхождение.
“Я без конца прокручиваю в сознании, - писала она в своём дневнике, - а что, если бы отец в ту ночь всё-таки увёз нас на своём BMW?”
***
Тех. параметры книги: формат 170х240 мм

***
Прямо сейчас вы можете сделать ПРЕДЗАКАЗ книги на краудфандинговой платформе Планета по ссылке: https://planeta.ru/campaigns/koenig_avto
На странице проекта - все подробности о книге и условиях.
Почему лучше заказать книгу сейчас, а не дожидаться её выхода?

Поддержите издание книги!
Мы подготовили разные вознаграждения за поддержку: от открыток до пакета "Меценат"!
Просим и об информационной поддержке! Поделитесь информацией и ссылкой на проект на своей странице!
Фирменный магазин издательства "Живём":




living-book.ru
vk.com/zivem_koenig
facebook.com/zivem.koenig
instagram.com/zivem.koenig
t.me/zivem
#Königsberg #Калининград #история #ВосточнаяПруссия #Ostpreußen #koenig #Кёнигсберг #роднойкалининград #издательствоЖивём #историякалининград #kaliningrad #kaliningradtoday #книги #книгиоКёнигсберге #Живёмвкалининграде #калининградскаяобласть #регион39 #planeta.ru #koenig_avto #железноесердцекёнигсберга #юрийгрозмани #автомобили #ретроавто
ОСОБЕННОМУ ГАНСУ НУЖЕН ДОМ.
( Москва и Санкт - Петербург)
Show more
*Именно Ваш репост может стать решающим в судьбе Ганса!*
Ганс родился в питомнике и был очаровательным породистым щенком. Как и его собратья был продан в семью и казалось,что всё должно быть прекрасно. Ведь он красив, умён, с прекрасным характером и ... любим хозяевами. А потом семья распалась. Ганса оставили с частью семьи- женой и детьми. И его перестали любить. Его выселили в холодную бытовку, забывали кормить - поить и гулять. И сколько так выживал Ганс мы не знаем.
Забрали его волонтёры из холодной бытовки в середине ноября 2024 года худым, обезвоженным, с огромными распухшими лапами и демодекозом. Месяц Ганса выхаживали на передержке, но грянула беда. У Ганса начали отказывать лапы и по итогам обследования был поставлен диагноз - синдром Вобблера. Ситуация развивалась стремительно, счёт шёл уже на часы. Волонтёрами С-Петербурга было принято решение отправить Ганса в Москву на операцию, т.к. профессор С.А.Ягников подтвердил, что возьмёт Ганса на операцию. В ночь Ганса отправили в Москву и уже во второй половине дня , в день прибытия, Ганса прооперировали. Операция прошла штатно, без осложнений.
Сейчас Ганс восстановился, ему 5 лет, он уже весел, активен, блестит и продолжает набирать вес. Ганс живёт на передержке в зоогостинице "Верные друзья", где ему уделяют много времени, долечивают его лапы. Ганс- любимый VIP-клиент. Но Гансу нужна семья и дом.
О характере Ганса: очень ласковый и контактный с людьми. Подружится со спокойной сукой. Отношение к кошкам мы не знаем. Учитывая перенесённую операцию дом должен иметь лифт или (что ещё лучше) это должен быть частный дом. Ганс всегда должен ходить в шлейке, ему запрещены ударные нагрузки - прыжки. Не взирая на большие размеры, Ганс очень комфортный пёс и внешне ничто не выдаёт то,что в шее у него металлическая конструкция. Если вы не готовы взять щенка, то Ганс прекрасный домашний питомец, который будет рад с вами гулять, играть в простые (не силовые) игры, делить с вами вкусные кусочки и диван. (3 и 4 фото до операции, видео - сейчас).
ИЩЕМ ДОМ И СЕМЬЮ в Москве и ближайшем Подмосковье, в Санкт- Петербурге и Ленинградской области.
ПОДАРИТЕ ЖИЗНЬ ДОБЕРМАНУ ГАНСУ!
Контакты: ( телефон/ватсап)
89657527809 Андрей Прокопенко
89161547150 Валентина Запорова
( Москва и Санкт - Петербург)
Show more
*Именно Ваш репост может стать решающим в судьбе Ганса!*
Ганс родился в питомнике и был очаровательным породистым щенком. Как и его собратья был продан в семью и казалось,что всё должно быть прекрасно. Ведь он красив, умён, с прекрасным характером и ... любим хозяевами. А потом семья распалась. Ганса оставили с частью семьи- женой и детьми. И его перестали любить. Его выселили в холодную бытовку, забывали кормить - поить и гулять. И сколько так выживал Ганс мы не знаем.
Забрали его волонтёры из холодной бытовки в середине ноября 2024 года худым, обезвоженным, с огромными распухшими лапами и демодекозом. Месяц Ганса выхаживали на передержке, но грянула беда. У Ганса начали отказывать лапы и по итогам обследования был поставлен диагноз - синдром Вобблера. Ситуация развивалась стремительно, счёт шёл уже на часы. Волонтёрами С-Петербурга было принято решение отправить Ганса в Москву на операцию, т.к. профессор С.А.Ягников подтвердил, что возьмёт Ганса на операцию. В ночь Ганса отправили в Москву и уже во второй половине дня , в день прибытия, Ганса прооперировали. Операция прошла штатно, без осложнений.
Сейчас Ганс восстановился, ему 5 лет, он уже весел, активен, блестит и продолжает набирать вес. Ганс живёт на передержке в зоогостинице "Верные друзья", где ему уделяют много времени, долечивают его лапы. Ганс- любимый VIP-клиент. Но Гансу нужна семья и дом.
О характере Ганса: очень ласковый и контактный с людьми. Подружится со спокойной сукой. Отношение к кошкам мы не знаем. Учитывая перенесённую операцию дом должен иметь лифт или (что ещё лучше) это должен быть частный дом. Ганс всегда должен ходить в шлейке, ему запрещены ударные нагрузки - прыжки. Не взирая на большие размеры, Ганс очень комфортный пёс и внешне ничто не выдаёт то,что в шее у него металлическая конструкция. Если вы не готовы взять щенка, то Ганс прекрасный домашний питомец, который будет рад с вами гулять, играть в простые (не силовые) игры, делить с вами вкусные кусочки и диван. (3 и 4 фото до операции, видео - сейчас).
ИЩЕМ ДОМ И СЕМЬЮ в Москве и ближайшем Подмосковье, в Санкт- Петербурге и Ленинградской области.
ПОДАРИТЕ ЖИЗНЬ ДОБЕРМАНУ ГАНСУ!
Контакты: ( телефон/ватсап)
89657527809 Андрей Прокопенко
89161547150 Валентина Запорова
11 person reacted
52 views
24 января (19:00) состоятся панихида и вечер памяти жертв геноцида казачества, который приурочен к 106-летию директивы о расказачивании, означавшей поголовное истребление казаков. Увы, силы были слишкомShow more не равны, а возможности красных были достаточными для реализации декрета о расказачивании. В результате политики истребления казачества было убито, замучено и заморенно голодом не менее 3 миллионов людей. 24 января навсегда стало символом геноцида казачества. Теперь каждый год служатся панихиды и проходят различные поминовения. У нас также вначале будет отслужена панихида, а затем вы узнаете из моей лекции о трагедии казачества. Также прозвучат песни в память о замученных людях.
Просьба помочь собрать еще 4000 на аренду зала для проведения вечера и 2000 на монтаж его видеозаписи. Сделать перевод можно на карту сбера по номеру телефона: 89685043014 (он же для связи). Вечер пройдет в музее Дворянского быта при храме Воскресения Господнего в Кадашах. М Третьяковская, Кадашевский тупик, д 2, с 5.
Руководитель культурно-исторического проекта "Забытая Россия" Денис Романов.
Просьба помочь собрать еще 4000 на аренду зала для проведения вечера и 2000 на монтаж его видеозаписи. Сделать перевод можно на карту сбера по номеру телефона: 89685043014 (он же для связи). Вечер пройдет в музее Дворянского быта при храме Воскресения Господнего в Кадашах. М Третьяковская, Кадашевский тупик, д 2, с 5.
Руководитель культурно-исторического проекта "Забытая Россия" Денис Романов.
11 person reacted
55 views
Драма Чэнь Кайгэ «Прощай, моя наложница» (1993)
Китайский историческо-драматический фильм, экранизация романаShow more Лилиан Ли. Китайская опера. Что это? Древние божества, цари и наложницы. Вечная притча о добре и зле, верности, любви и коварстве. История двух актеров китайской оперы...
Не жалея экранного времени, действие фильма простирается на полвека исторических бурь и катаклизмов, проносившихся по территории Китая в прошлом веке. От гражданских войн, через японское вторжение, освобождение, бурю Великой Культурной революции — к переосмыслению маоизма. Размашистый исторический контекст представляется своеобразным эпиграфом к этапам жизни двух мужчин, чьи судьбы соединились в раннем детстве дружбой учеников школы китайской оперы. Связанные персонажами одного спектакля, они проникаются философией традиционного китайского искусства, заставляющей одного из них ломать изначальную природу своего существа в угоду разыгрываемого ими театрального представления. Несмотря на яркие картины из жизни китайского общества, фильм Чэнь Кайгэ прежде всего об искусстве, причем вопрос о сущности последнего только заостряется суровыми историческими декорациями. Картина стала настолько важной для китайского кинематографа, что профессора синологии настоятельно рекомендуют студентам-китаистам ее к просмотру.
Картина удостоена «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. Кроме того, она получил «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке и BAFTA за лучший неанглоязычный фильм.
Кинопоиск 7.7
IMDb: 8.10
Китайский историческо-драматический фильм, экранизация романаShow more Лилиан Ли. Китайская опера. Что это? Древние божества, цари и наложницы. Вечная притча о добре и зле, верности, любви и коварстве. История двух актеров китайской оперы...
Не жалея экранного времени, действие фильма простирается на полвека исторических бурь и катаклизмов, проносившихся по территории Китая в прошлом веке. От гражданских войн, через японское вторжение, освобождение, бурю Великой Культурной революции — к переосмыслению маоизма. Размашистый исторический контекст представляется своеобразным эпиграфом к этапам жизни двух мужчин, чьи судьбы соединились в раннем детстве дружбой учеников школы китайской оперы. Связанные персонажами одного спектакля, они проникаются философией традиционного китайского искусства, заставляющей одного из них ломать изначальную природу своего существа в угоду разыгрываемого ими театрального представления. Несмотря на яркие картины из жизни китайского общества, фильм Чэнь Кайгэ прежде всего об искусстве, причем вопрос о сущности последнего только заостряется суровыми историческими декорациями. Картина стала настолько важной для китайского кинематографа, что профессора синологии настоятельно рекомендуют студентам-китаистам ее к просмотру.
Картина удостоена «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. Кроме того, она получил «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке и BAFTA за лучший неанглоязычный фильм.
Кинопоиск 7.7
IMDb: 8.10
11 person reacted
75 views