11,243 posts

На обсуждение...

КОНКУРЕНЦИЯ В КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВЕ: ЗА И ПРОТИВ

Культура и искусство всегда были особыми сферами деятельности. Человек ленив, по христианскому вероучению – пленён и испорчен собственным грехопадением, поэтому возбудить себя к новым свершениям, особенно в высоком творчестве – трудная задача.

Мотивация творчества – непростой научный вопрос. Не вдаваясь даже в поверхностный обзор всех стимулов, можно смело сказать, что вера в Бога является одним из сильнейших среди них, если не самым сильным. Неслучайно, что само латинское слово cultura, означающее возделывание, воспитание, образование, развитие, происходит от слова cultus – почитание, поклонение, культ. Вместе с тем, с точки зрения христианства, «уверенность в невидимом» (ср. Евр 11:1) нельзя рассматривать лишь как пособие для вдохновения и самовыражения. Бог – абсолютен, превыше всего (ср. Пс 8, Пс 76) поэтому все дела человека должны быть путём, способом приближения к Нему, а не наоборот. Собственно, тогда искусство и становится подлинным, вечным: не самоцелью или источником наслаждения, а средством спасения, путём жизни, неким медиатором между Творцом и творением.

В Новое время (примерно с XVI в.) происходит резкое развитие производительных сил, ускорение научно-технического прогресса, становление капитализма как экономической системы. Всё это отразилось и на нематериальной сфере. Денежные стимулы, и прежде соблазнявшие отдельных личностей, теперь массово завладевают прежде им недоступными областями. Всегда актуальная проблема соотношения земного и НебесногоShow more решается скорее в сторону первого, хотя и не окончательно. В центре картины мира Бог замещается человеком. «Вместо Вечности маяком стал прогресс. Этот подход распространился и на искусство», – отмечает Николай Лобастов.

К чисто финансовым интересам с XVIII в. добавляется концепция конкуренции. Она тоже всегда существовала на частном уровне, но с этого времени утверждается именно как важная форма общественной жизни.

К сегодняшнему дню очевидны многие «провалы» так называемой «невидимой руки рынка», особенно в сфере производства общественных благ. Установлено, что даже в экономическом плане конкуренция отнюдь не всегда приводит к выравниванию и повышению эффективности. Однако по-прежнему конкуренция с разными оговорками является одной из базовых экономических категорий.

Как сегодня влияет конкуренция и вообще «экономизм» на сферу культуры и искусства? Отметим сначала положительные моменты. Пожалуй, конкурсные механизмы в какой-то степени повышают открытость, дают дополнительные стимулы для раскрытия творческих энергий, обеспечивают своеобразный «внутренний контроль» участников друг за другом, расширяют пути для поиска и раскрытия молодых талантов, побуждают к поиску новых, более сильных способов воздействия на читателей и зрителей. Появляются дополнительные источники финансирования: гранты, призовые фонды, стипендии. Идёт некий естественный отбор произведений и продуктов: успех напрямую отслеживается через число просмотров и одобрений, в т. ч. в Интернете и социальных сетях.

Вместе с тем, нужно констатировать и негативные проявления. Во-первых, финансово-конкурентный механизм развития почти неизбежно приводит к снижению качества, обмельчанию произведений. Это связано в т.ч. с тем, что материалистическая (природная) мотивация изначально ниже по своему уровню, чем духовная (личностная). Кроме того, исключительная ориентация на «народное мнение» часто вызывает опошление, ибо вкус толпы по понятным причинам не всегда высок. Нередки, например, случаи, когда даже государственные учреждения культуры ради привлечения посетителей не гнушаются откровенно колдовскими и языческими тематиками.

Во-вторых, погоня за деньгами и славой, если её не сдерживать, конечно, скорее неблагоприятно отражается на личности самих артистов, художников, писателей. Развиваются страсти гордыни, тщеславия, зависти, взаимной неприязни, обмана, лести, предательства. Дополнительным побочным эффектом этих душевных недугов, а иногда и целенаправленным «допингом» для достижения каких-либо целей нередко выступают различные психоактивные вещества, разврат, оккультно-магические практики и т. д.

Наконец, становясь зависимой от заказчиков и спонсоров, сфера прекрасного рискует подвергнуться излишней идеологизации. То есть проводить мысли и убеждения, чуждые самим творцам, но угодные вышестоящему начальству. Отсюда понятно, насколько важно человеку иметь чистую совесть и просвещённый разум, быть в общении с Создателем, чтобы чётко различать благо и зло. ​ В проекте документа «Экономика в условиях глобализации. Православный этический взгляд» говорится: «То, что культура стала частью глобальной экономики, грозит нивелированием мирового культурного разнообразия, обеднением языковой среды, скорой гибелью культур малых народов и даже народов со значительной численностью. Кино, книги, песни на языках, не знакомых многомиллионным аудиториям, оказываются неконкурентоспособными, нерентабельными, не имеют возможности тиражирования. В не слишком далёкой перспективе глобальная культура, движимая лишь экономическими мотивами, может стать моноязычной, построенной на скудном наборе типовых клише, производящих максимальное воздействие на самые примитивные инстинкты. Возможности её развития и обогащения за счёт этнокультурного и языкового разнообразия могут быть безвозвратно утрачены. Этому способствуют международные "престижные" конкурсы и премии в области кинематографа, популярной музыки и т.д., создающие глобализированные стандарты подражания, которые на национальном уровне переформатирует художественные вкусы в первую очередь молодежи, а затем и значительной части зрителей и слушателей».

Решаются ли эти проблемы бюджетными, сметными механизмами? В какой-то степени сглаживаются, но появляются другие неувязки: формализм, безынициативность, увядание искренности, ложь ради подстройки под несовершенства системы или ради явной корысти. Отчасти поэтому сегодня и государством в отношении подведомственных учреждений вводятся конкурентные механизмы. А иногда, видя отрицательные стороны, возникают, напротив, предложения вовсе отключить состязательный момент в творчестве. Однако, это вряд ли возможно. Поэтому более популярна банальная точка зрения, что «здоровая конкуренция» – хорошо, а «нездоровая» – плохо. Но тогда встаёт серьёзный вопрос, в чём же глубинное отличие между ними, как сделать конкуренцию здоровой? Достаточно ли просто не причинять явного вреда другим? И почему люди так склонны именно к «плохому» соперничеству?

По православному вероучению, мир сотворён Богом цельным, единым, без внутренних противоречий: «хорошо весьма» (Быт 1:31). При этом Вселенная является в известной степени отображением Самого Творца, в Котором также нет никакой борьбы и разногласий: «Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы» (1 Ин 1:5). Христианское откровение говорит о присутствии в Единой природе Божества Трёх Лиц, различающихся ипостасными свойствами и находящихся в иерархии и совершенной гармонии: «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1 Ин 5:7).

Вместе с тем, в ангельском мире и в людях изначально закладывается некая неодинаковость, чтобы существа по своей свободной воле стремились друг за другом к высшей цели – Самому Господу. По словам святителя Николая Сербского, «Бог создает неравенство, люди ропщут на неравенство. Разве люди мудрее Бога? Если Бог создает неравенство, значит, неравенство мудрее и лучше, чем равенство. Бог создает неравенство для блага людей, люди не могут увидеть в неравенстве своего блага. Бог создает неравенство ради красоты неравенства, люди не могут увидеть в неравенстве красоты. Бог создает неравенство ради любви, которая неравенством разжигается и поддерживается, люди не могут увидеть в неравенстве любви».

В этом, наверно, и заключается исходный, ныне почти забытый смысл «здоровой» конкуренции: беззавистно соревноваться в благочестии, но не ради земных благ, а ради приближения к Творцу.

Ситуация испортилась из-за грехопадения, т. е. злоупотребления своей свободой сначала ангелами, потом людьми. Воля тварных личностей повернулась от искренней любви к самолюбию. Соответственно, и энергия ревнования о добре и совершенствовании превратилась в эгоистичную разрушительную ревность.


Спасение, по Евангелию, приходит через Сына Божьего и Сына Человеческого Иисуса Христа. Он учит и показывает пример достижения первенства через смирение, служение друг другу: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк 9:35). Согласно толкованию блаженного Феофилакта Болгарского, «Господь, хотя и не возбраняет стремления к большей чести (ибо повелевает нам желать высших степеней), однако не дозволяет нам похищать первенство у других, напротив, хочет, чтобы мы смирением достигали возвышения».

Если «в миру» эффективность часто мыслится в искусственной атомизации людей и сталкивании их в противоборстве интересов при безразличии к вопросам веры, то Церковь, напротив, обретает силу через соединение личностей в духовных убеждениях при сохранении их многообразия в других способностях. «В главном – единство, во второстепенном – терпение и во всём – любовь», – гласит известная пословица.

Исходя из вышеизложенного, соревновательность не должна полностью исключаться из сферы творчества. Она должна преображаться, сглаживаться, избавляться от крайних проявлений самолюбия и зависти, но продолжать выполнять свою главную функцию: возбуждать к высоким свершениям. «Окончательно снимается с ревности тяготеющее на ней осуждение, и она признаётся лишь необходимым выражением, или, точнее сказать, лишь необходимою стороною сильной любви», – говорил священник​ Павел Флоренский в результате обстоятельного метафизического и филологического анализа данного понятия.

Было бы желательно снизить градус коммерциализации в существующих формах организации этой деятельности, поскольку деньги сами по себе обладают свойством овладевать сердцем человека, становиться объектом вожделения, в буквальном смысле идолом, кумиром – т. е. ложным божеством (ср. Исх 20:4‑5).

Подобно тому и стремление к суетной славе человеческой следует пресекать как самим деятелям культуры, так и их кураторам: учителям, наставникам, начальникам. Гораздо полезнее искать вечной славы Божией, которая может на первый взгляд идти вразрез с общественным мнением, но на поверку временем оказывается несопоставимо сильнее: «Как вы можете веровать, – учил Иисус Христос, – когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин 5:44). Плохо, когда артисты провозглашают себя королями эстрады, считают выдающиеся дарования своей собственностью и способом монетизации, чинят препятствия для других людей. Согласно новозаветной притче о талантах (Мф 25:13‑30), бо́льшие дарования влекут за собой и бо́льшую ответственность. «Талант никогда не должен быть причиной тщеславия и честолюбия, – иначе это грех. Даром тебе Господь дал талант – отдавай его людям, делись с другими своими способностями и возможностями, и тогда Господь будет давать тебе всё больше и больше», – проповедует Святейший Патриарх Кирилл.

Также сфере культуры и искусства можно рекомендовать не подстраиваться излишне под запросы толпы, но черпать идеи и красоту с горних высот и транслировать их своими умениями людям, формируя и воспитывая их вкусы. В этом, наверно, и состоит истинный смысл данного вида деятельности. По словам писателя Фазиля Давыдовича​ Ирзабекова, «Главной же целью всякого искусства вообще, без которого нам не обойтись, главным его оправданием должно быть, наверное, стремление угадать и раскрыть человеку замысел Божий о нём самом. Истинное искусство по-особому освящает нашу жизнь подобно тому, как Церковь освящает обычную воду, превращая её в святыню».

Наконец, по христианскому вероучению, подлинное исцеление человека и всей его деятельности происходит не только путём принятия отдельных идей и заповедей, но через освящение в Православной Церкви, её обрядах и Таинствах, через живое присутствие человека на богослужениях и общение с единоверными, по слову Спасителя: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:4‑5).

Соответственно, и наделённые различными особыми дарованиями люди призываются от лица Божьего собрания к этому спасительному пути. Только тогда они смогут постепенно через духовно-аскетическую жизнь не только избавиться от явных греховных проявлений ревности в своём служении, но и угодить Богу, явить Его людям через свои дела: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф 7:21); «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин 2:17).

Разумеется, и Церковь должна более активно осмысливать и реализовывать эти богословские положения. Не только проповедовать и ждать прихода к себе отдельных личностей с покаянием, но и предлагать, организовывать свои культурно-просветительские мероприятия на указанных принципах смирения, служения друг другу, нестяжания. Этим она создаст здоровую закваску в сфере прекрасного и, возможно, возбудит здоровую ревность в окружающих следовать за ней к источнику добра, красоты и правды.



8 people reacted
329 views
Нужны деньги на сети, ткань.
Карта Сбербанка по моему номеру телефона. Если не знаете - напишу в личном сообщении.
6 people reacted
270 views
БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА
Пятница 3-й седмицы ВЕЛИКОГО ПОСТА
Литургия Преждеосвященных Даров
БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ
(На 6-м часе: Ис. 13:2-13. На веч.: Быт. 8:4-21; Притч. 10:31-11:12)
Бытие. Глава 8, стихи 4-21:
4 И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских.
5 Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор.
6 По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега
7 и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды.
8 Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли,
9 но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег.
10 И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега.
11 Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли.
12 Он помедлил еще семь дней других и выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему.
13 Шестьсот первого года к первому дню первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли.
14 И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла.
15 И сказал Бог Ною:
16 выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою;Show more
17 выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле.
18 И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним;
19 все звери, и все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега.
20 И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.
21 И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал

Притчи Соломона. Глава 10, стихи 31-32; Глава 11, стихи 1-12:
31 Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется.
32 Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых — развращенное.
1 Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему.
2 Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными — мудрость.
3 Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их.
4 Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти.
5 Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего.
6 Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим.
7 Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает.
8 Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый.
9 Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются.
10 При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество.
11 Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается.
12 Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит.

Книга пророка Исаии. Глава 13, стихи 2-13:
2 Поднимите знамя на открытой горе, возвысьте голос; махните им рукою, чтобы шли в ворота властелинов.
3 Я дал повеление избранным Моим и призвал для совершения гнева Моего сильных Моих, торжествующих в величии Моем.
4 Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе: Господь Саваоф обозревает боевое войско.
5 Идут из отдаленной страны, от края неба, Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю.
6 Рыдайте, ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего.
7 От того руки у всех опустились, и сердце у каждого человека растаяло.
8 Ужаснулись, судороги и боли схватили их; мучатся, как рождающая, с изумлением смотрят друг на друга, лица у них разгорелись.
9 Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее.
10 Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим.
11 Я накажу мир за зло, и нечестивых — за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей;
12 сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи — дороже золота Офирского.
13 Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

«Нечестивый падет от нечестия своего» (Притч.11:5).

Нечестие это неправильное – отношение к Богу или полное богозабвение, к которому принадлежит и неверие в бытие Бога и Его промышление о тварях. Иные души, будучи теснимы напором подобных нечестивых мыслей, желая, однако, являть из себя исправные личности, решают так: буду правдив, честен и гуманен, не занимая себя тем, есть ли кто выше меня, назирающий, обязывающий и имеющий потребовать отчета. И что же? Не бывает на них благословения Божия, которого не взыскивают, и дело их не спеется. Совесть каждодневно напоминает им о делах или неправды, или нечестности, или негуманности. Только пред людьми успевают они являть себя праведными в оправдание свое, где нужно отгрызаясь и кривотолкуя факты.

Кто же добросовестен внутри, тому нечем себя оправдать. Невнимательные к себе пропускают мимо и этот внутренний разлад: внимательные же управляются с этим кое-как. О, когда бы кто-либо из них добросовестно взглянул на этот разлад и разобрал, откуда он и как его уладить! Он уладил бы потом и сам себя, и других позаботился бы направить на добрый лад.
7 people reacted
143 views
Цель жизни православного человека заключается в том, чтобы совершить обратное тому, что содеял Адам в начале человеческой истории. Если праотец разорвал общение с Богом, отказавшись от Него, ослушавшись Божьего закона и возжелав жить по своей воле, то наша задача – вернуться к спасительному общению с Господом и воссоединиться со своим Творцом. Если в основе греха Адама лежало непослушание воле Божией, Божиему замыслу о человеке, то в основание нашей жизни мы должны положить принятие воли Божией. Эту волю мы знаем, она дана нам в Божественном Откровении.

Святейший Патриарх Кирилл
25 people reacted
473 views
Мученик Владимир (Ушков), псаломщик.
День памяти 21 марта.
Во время Первой мировой потерял руку. Был церковным старостой, со второйShow more половины 30-х стал служить псаломщиком. В 38-м был арестован. Председатель колхоза в качестве свидетельства преступности Владимира Егоровича указал на то, что он служит в церкви.
На допросе следователь стал цитировать показания свидетелей и спрашивать, признает ли обвиняемый их справедливость, но Владимир Егорович их все отверг, сказав, что все написанное в них ложно.
5 лет лагерей. Мученик Христов не дожил до освобождения полтора года.
Подробнее см. https://fond.ru/home/317/vladimir/
1/2
14 people reacted
249 views