253 posts

«УЧИТЕЛЕЙ В СТРАНЕ НЕТ»
Надзиратель Музаев заявил о профессиональной несостоятельности российских педагогов Show more

14 сентября в школах начались внеочередные «проверочные работы» (ВПР), и в связи с этим глава Рособрнадзора Анзор Музаев «обратился к общественности» (см. https://ria.ru/20200914/shkoly-1577201439.html ). О безумии дополнительных осенних ВПР мы уже писали неоднократно ( https://vk.com/wall-62604527_40515 ), но оставить без внимания это музаевское выступление нельзя.

Против абсолютно ненужного и вредного осеннего тестирования солидарно выступили все: эксперты, учителя, родители и даже профсоюзы. Но у Музаева нет и намёка на попытку хоть как-то объясниться, сгладить нарастающее общественное возмущение. Он совершенно уверен, что тут не Шиес и не шихан Куштау. Его сфера — школа и дети, где можно вытворять что угодно, и «сверху» точно не одёрнут.

Надзиратель сразу заявляет, что осенние ВПР не заменят штатной проверки весной, то есть в нынешнем учебном году детям придётся писать такие "работы" дважды. Если какие-то классы уходят на карантин, то им сдвинут сроки проведения осенних ВПР. А значит, никаких уважительных причин избавиться от этой дополнительной проверки нет.

При этом отмечает, что (цитата)

«Некоторые учителя занимаются натаскиванием детей на контрольную работу. Это те направления, с которыми мы боремся и говорим, что это ни в коем случае делать нельзя».

Здесь стоит остановиться подробнее.
Значит, по Музаеву натаскивать на ВПР не надо.
Но зачем тогда Рособрнадзор публикует демоверсии, открытые банки заданий? Зачем сотрудники ФИПИ и ФИОКО (разные ященки-цыбульки) издают стотысячными тиражами методички по натаскиванию на ВПР от «составителей КИМов»? На какой почве расцвёл масштабный бизнес по этому натаскиванию? Надзиратели не имеет к нему никакого отношения?

Роль этих зловещих трёх букв (которые в медицине означают врождённый порок развития) в оценке образования непрерывно возрастает. По итогам ВПР школа может оказаться в «зелёной» или «красной» зоне с соответствующими оргвыводами для директора (вплоть до увольнения). Уже сами родители зачастую требуют от учителей, чтобы они готовили детей к проверочным работам.


Почему требуют? А потому, что уже нанимают для этого репетиторов.
И не надо считать, что у этих родителей поехала крыша. Летом прошлого года на слушаниях в ГД прежний главный надзиратель Кравцов прямо сказал, что в Рособрнадзоре теперь знают, как учится каждый ученик и работает каждый учитель. А «знать» такое про Васю Иванова из 7«б» какой-нибудь школы города Урюпинска надзиратели могут только по результатам ВПР. Так что упомянутые выше родители просто чувствуют главный тренд (среди прочего они не пропустили мимо ушей разговоры «о портфолио», что станет пропуском в вуз вместо ЕГЭ и т. д.).

Тут к месту напомнить, что «запретить натаскивание» уже пыталась министр Васильева. Она постоянно хвалила ЕГЭ, но очень ругалась, что на ЕГЭ натаскивают и ничего кроме знать не хотят. Словом, любила дождь, но ей не нравилось, что с неба льётся вода.
(Уволили, но смена пришла «ещё круче».)

А теперь самое главное про Музаева. Он всё-таки пытается объяснить, зачем нужны эти скандальные ВПР (зачем на самом деле — написано здесь: https://vk.com/wall-62604527_40515 ). Цитируем:

«ВПР в первую очередь необходимы учителям ..., чтобы понимать, на каком уровне находится ребенок».

Итак, по мнению главы Рособрнадзора, российские учителя без ВПР НЕ ПОНИМАЮТ, что знают, а чего не знают их ученики. Задумайтесь на минуту, что мелет (и уже не в первый раз) этот глава федерального надзорного органа.

Отслеживать успехи и проблемы каждого ученика, помогать преодолевать эти проблемы, выявлять их причины и корни — прямая обязанность учителя. В этом суть традиционного очного обучения (в отличие от дистанционки).

И не надо говорить, что таких учителей уже нет, а в школе остались одни имитаторы и бездельники. Спросите у детей, чем они занимались на уроках с 1 сентября?
И вы узнаете, что во многих случаях там не было речи о ВПР, а начали с прошлогодних тем, на которых были прерваны занятия ковидной весной. Учителя без «проверочных работ» отлично знают, что дистант был профанацией, и для успешного обучения необходимо заполнить возникший пробел.

Приведённой выше цитатой Музаев нанёс профессиональное оскорбление всему учительскому сообществу. Он от имени власти фактически заявил, что учителей в стране нет. И если там никто этого не понимает, то оттого только хуже.

Учителя возмущаются потихоньку в социальных сетях. Их никто не слышит, и защитить — некому.
Никакой Музаев никогда не ляпнет ничего подобного в отношении армии или «росгвардии».
А унижать учителей — дозволено сколько угодно. Похоже, что в этом и состоит главная функция надзирателей и образовательных министров: издевательством и оскорблениями выдавить из школы настоящих профессионалов, чтобы там остались лишь те, что НЕ ПОНИМАЮТ. Такие уж точно не составят конкуренцию дистанционным технологиям.
(Под заверения президента и всех прочих, что «нет планов по замене живого учителя на цифровой дистант», уже создан и действует «Федеральный институт цифровой трансформации образования».)

И тут не к месту каламбурить с именами и функциями, как уже пошло в народе: «надзор — анзор — трезор (ЕГЭ, ОГЭ, ВПР)».

Речь о конкретной программе, цель которой — ликвидировать учителя. Как профессию, как сословие (о чём уже подробно было сказано — см. https://vk.com/wall-62604527_27714 ).

Остановить их может только сам народ, если осознает, наконец, что образование наших детей не менее важно, чем экология или красота Куштау.
2 people reacted
1K views
ГИБРИДНАЯ КАТАСТРОФА. УЧИТЕЛЯ МИРА ПРОТИВ ПЕРЕХОДА НА ДИСТАНТ

Недавно известный образовательный сайт Teaching English http://teachingenglish.org.ukShow more провёл опрос, в котором приняли участие около десяти тысяч педагогов всех стран, а затем обобщил полученные данные и ознакомил с ними мировое сообщество. Опрос показал следующее: внезапный переход на дистанционное образование в связи с карантином оказался новым и неожиданным вызовом для абсолютного большинства независимо от наличия техники и уровня владения ею.

В целом преподаватели уверены в своих способностях, в умении справиться с новшеством технически. Однако они ощущают недостаток поддержки, тренировки, ведь всем пришлось осваивать непривычные методики на лету. Большинство опрошенных указывают на недоработки министерств образования. На первом месте оказывается тот факт, что и сейчас именно органы образования и различные специалисты выступают с новыми платформами, ресурсами, планами, притом мнения учителей чаще всего никто не спрашивает. Иными словами, сверху спускается установка «учителя должны», а что происходит на самом деле?

Все опрошенные сходятся в одном: если целиком перейти на дистанционное обучение, уровень знаний резко снизится. Школа для детей любого возраста — это сфера общения, развития коммуникативных навыков, воспитания. Использование ИКТ для них, родившихся в эпоху, когда интернет перестал быть новинкой, но превратился в часть повседневной жизни, — это обмен посланиями, социальные сети, музыка, но не замена школьного процесса. И учителя, и родители отмечают: чем младше ребёнок, тем больше времени родители должны проводить рядом с ним возле компьютера, чтобы он успевал хоть что-то делать. Впрочем, семьи, в которых есть подростки, считают, что справляться с юными взрослыми куда сложнее, чем с малышами.

Если министерства решат, что школы должны оставаться на дистанционном образовании, и одновременно родители школьников выйдут на работу, произойдёт полная катастрофа. Предложения о сочетании очного и заочного обучения, по мнению педагогов, просто абсурдны. Как чиновники это видят? Учитель простоял шесть часов у доски, провёл уроки с теми, кто пришёл. А затем из дома ведёт онлайн-занятия с теми, кто по разным причинам не ходит в школу (родители боятся отпускать детей; семья живёт слишком далеко). Протест педагогов имеет и ещё одну вескую причину. Вот фрагмент интервью учительницы из США, которое почти дословно совпадает с тем, что я читаю на местных сайтах:

«Гибридная модель обучения, сочетание очного и дистанционного образования, — это катастрофа для всех, кто вовлечён в процесс: для детей, родителей и учителей. К тому же мы знаем, что никто не планирует увеличить финансирование школ, чтобы помочь с координацией всех процессов, сделать нашу жизнь легче или безопаснее. Учителя видят, как их нагрузки удваиваются или утраиваются, но зарплата остаётся прежней. А ведь учителям и так не платят столько, сколько они заслуживают. Общество нас не уважает. Извините, я не стану убивать себя и выполнять двойную работу за один оклад».

Учителя начальных классов разных стран, не сговариваясь, просчитали, что будет с новыми требованиями к возобновлению очного обучения. Социальная дистанция: 25 детей, умножаем на 1,5 метра — получаем либо кабинет площадью вдвое больше стандартного, либо коридор непомерной длины. Требование регулярно мыть руки по 20 секунд. Выставили длинную цепочку детей перед двумя раковинами, засекаем время. Один моет руки, второй плещется в раковине, третий брызжет на соседа, четвёртый стоит, раскрыв рот... Санитарная обработка: кто будет это делать? Куда на это время будут отходить дети? Откуда взять деньги на дополнительных техничек и защитные средства? Ограничение общения вызвало всего один вопрос: господа чиновники, а вы когда-нибудь видели настоящих детей?

Моя бабушка работала учителем с 14 лет, в 24 года стала директором школы. Во время войны вела все предметы. Благодаря ей я со школьных лет читаю «Учительскую газету». Вспоминаю её слова: «Кадры решают всё». Позднее, когда я сама стала преподавать, мы с ней часто обсуждали две вечные темы. Одна — мы живём в состоянии постоянной реформы образования. Вторая — учителя, по мнению министерств, должны работать по-новому за старую зарплату.

Мне кажется, стоит почаще интересоваться мнением педагогов о предлагаемых реформах, ведь именно им предстоит воплощать их в жизнь. Понятен переход на дистант в аварийной ситуации, карантин изменил нашу жизнь до неузнаваемости. В основном школы справились с этим. Но сейчас, спустя полгода после начала карантина, самоизоляции, ограничений, накопился положительный и отрицательный опыт. Можно создать любое количество платформ, выложить на них любое количество ресурсов. Однако непосредственную работу должны будут осуществлять всё те же люди. Хорошо бы не только провести всероссийское родительское собрание, но и национальный опрос учителей. Учесть их опыт, мнение, советы на будущее, решить финансовые вопросы. Если этого не делать, мы и впрямь окажемся в катастрофическом положении.

Я опросила знакомых педагогов из разных школ. Увы, в некоторых из них как не было «учительницы первой моей», так и нет, малыши два-три года занимаются с кем придётся. Учительница очно вела занятия в своём первом классе в первую смену и в чужом втором во вторую смену. Сорок часов в неделю. Что произошло в связи с переходом на дистанционное обучение, кто обучал чужой класс? По-прежнему — «когда папа Карло, а когда никто». Что происходит там, где не хватает учителей-предметников по всем предметам?..

Нина Коптюг, «Учительская газета»
0 people reacted
667 views
Сегодня хочу у вас попросить помощи, чтобы разобраться в интересной ситуации, которая складывается в школах по всей стране. Учебный год приближается, в школах начали выполнять предписание ГлавногоShow more санитарного врача РФ. Пытаются закупить всякие важные штуки для борьбы с распространением инфекции: санитайзеры, бесконтактные термометры, обеззараживатели, дезинфицирующие средства. Не знаю как у вас, а у меня в школе пока тишина. Ничего из этих материальных благ пока не поступило. Мозги только компостируют по поводу разделения детей на группы, назначения ответственных и бла, бла, бла.

На этой неделе одна моя коллега рассказала, что ребенок ее племянницы идет в первый класс. Прекрасное событие для семьи. И зачислили его в 1"Ф" класс одной из московских школ! "Ф" 😮! Алфавита с такими темпами не хватит. Про остальные классы даже узнавать страшно. Чем же это грозит школе?

По федеральным каналам выступают счастливые околошкольные чиновники, которые говорят, что мы смогли разделить классы на группы, все будет отлично! Школы справились. Господа, мы в состоянии разделить 30 на 2, но рождается много вопросов, о которых вы ничего не говорите! Вы хотите в классах не более 15 человек? А если будет 35 детей. А ведь будет! Куда деть этот пяток? Собрать остатки с классов и создать сборную солянку? Даже смешно это предположить.

Как будет работать классный руководитель и учителя? Обычная ситуация: у Марии Ивановны, учительницы 2 класса, 30 детей. Их разделили на две группы по 15 учеников. Выполнили требования Роспотребнадзора. Написали в отчете, что класс несчастной Марии Ивановны разделили на два. Все довольны. Одна учительница недовольна. Она теперь классный руководитель одного или двух классов? Она будет работать в две смены? Оплачивать ей это все как будут?

Что нужно делать директору школы, если его учреждение совершенно не резиновое. Он не может, как в фермерском симуляторе на телефоне, построить лишние здания в один клик. Куда рассаживать все эти "А", "Б"..."К"... "Р" классы. Куда? Школа будет работать в 4 смены. Хорошо, будем работать в четыре смены. Как с этим должны справляться учителя. Уважаемые чиновники, вы слышали про расписание, про то, что один и тот же педагог может работать в начальной и старшей школе. При таком раскладе штат учителей нужно увеличивать. Но в ваших приказах этого нет!

Вы обязуете запускать детей в здание школы со всех имеющихся входом. Отличная идея. Но кто посадит на каждый вход охранника и установит турникет? Назначите ответственных учителей, завхоза? Они могут заниматься охранной деятельностью? По вашим же бумажкам следует, что не могут!

А журнал термометрии! Это просто кошмар. Измерить температуру ребенка и записать ее в специальную тетрадь! У меня их чуть больше 100 человек. А в школах, где детей больше тысячи!!! За неделю будет три тома их имен, фамилий и цифр!

Сколько в таком режиме продержится школа? Думаю, что немного. Все эти требования приведут к очередному уходу на дистант. Это мое мнение. Ведь все сделано для этого. Бардак начнется уже с первого сентября, а второго мы захлебнемся в этом идиотизме. Уж если нельзя учиться в обычном режиме, то дистан ничем не хуже такой свистопляски.

Самое главное, что в ответе за весь этот бардак будет директор школы.

Роспотребнадзор все сделал и обезопасил детей в школе - написал рекомендации, которые нужно выполнять. Минпросвещения хлопает в ладоши и говорит, что ему очень нравятся эти требования, они нас спасут, но регионы должны сами принимать решения. Регионы перекладывают ответственность на муниципалитеты: можете работать как обычно, но создайте пару приказов на случай непредвиденных ситуаций, чтобы мы не были виноваты. Муниципалитеты приказывают директорам школ писать свои локальные акту, где все сводится к тому, что "расстреливать" будут директора, который не справился с миссией по спасению своей школы. Круг замкнулся!

Есть какие-то мнения по этому вопросу, достоверной информацией не поделитесь? Как у вас в школе справляются со всем этим недоразумением?
0 people reacted
546 views
Уважаемые подписчики родители школьников, подскажите, сейчас и правда такая плачевная картина в школах? Я не спрашиваю про лицеи, а про обычные школы. Спасибо тем, то уделит время.
НОВЫЙ ФГОС ПРИХОДИТ В СТАРШУЮ ШКОЛУ

Страсти по дистанту и отмене (в текущем году) аттестации по ЕГЭ и ОГЭShow more отодвинули на второй план важнейшую тему: переход старших классов на новый ФГОС. Уже с 1 сентября школа должна кардинально перестроить свою работу. Обучение в 10-11 классах будет исключительно профильным. Профилей предлагают пять (см. https://eduface.ru/consultation/ombudsmen/kakie_profi.. ):

1) естественно-научный (предметы для углублённого изучения: алгебра и начала математического анализа, геометрия, химия, биология) ;

2) гуманитарный (углублённо изучают: русский язык и литературу, иностранный язык, обществознание, историю, право);

3) социально-экономический (углублённо: алгебра и начала анализа, геометрия, география, экономика, право);

4) технологический (профильные предметы: алгебра и начала анализа, геометрия, физика, информатика) — единственный профиль, где обязательны физика и информатика (а в стране – «всеобщая цифровизация», к слову);

5) универсальный (все дисциплины можно преподавать на базовом уровне).

Школа может выбрать один или несколько профилей. Учебный план каждого профиля должен содержать 11-12 учебных предметов. Общими и обязательными являются: русский язык и математика (на «базовом уровне» для подготовки к аттестационным ЕГЭ), а также литература, иностранный язык, история , физическая культура, ОБЖ, астрономия.

В перечне обязательных дисциплин нет физики, химии, биологии, информатики. Эти предметы теперь — удел избранных (но астрономия — обязательна).

Обучение в грядущей профильной школе будут вести на двух уровнях: базовом и углублённом. Для каждого уровня составлены примерные программы (ПООП СОО), одобренные «решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 No 2/16-з)». В тексте программ ПООП СОО ясно сказано (см. https://vk.com/wall-62604527_7095 ), что углублённый уровень обеспечивает подготовку к вступительным ЕГЭ, а базовый — только для «общего развития».

Переход 10 классов на новый ФГОС никто не отменял, все эти новации с 1 сентября должны вступить в силу. Но Минпрос никак не комментирует грядущую перестройку. При этом тема «изменений, которые ожидают школу» активно обсуждается. Тут называют доплаты за классное руководство, бесплатные завтраки для малышей, отмену линеек 1 сентября, эксперимент с цифровизацией (ЦОС, см. https://vk.com/wall-62604527_37937 ), развитие дистанта, но не предстоящую профилизацию!

Кравцова понять можно. Зачем рисовать радужные перспективы перехода на новый ФГОС, если можно просто молчать, поскольку у школы сейчас других проблем хватает?

У чиновников на местах положение иное. Народ к ним существенно ближе, и на острые вопросы временами приходится отвечать.

Вот конкретный пример.
6 июля министр образования Приморья Н.Бондаренко рассказала на пресс-конференции, как новые стандарты повлияют на учёбу старшеклассников. Цитируем (см. https://www.newsvl.ru/vlad/2020/07/07/191373/#ixzz6RU.. ):

«ФГОС для старших классов был принят ещё в 2012 году, но вступает в силу по всей стране в обязательном порядке лишь в 2020 году. Ранее стандарты ввели для младших и средних классов, но ученики это не сильно почувствовали».

(Верное замечание. Хотя, казалось бы, как это можно было не почувствовать? К тексту подцеплена инфографика, показывающая отличие традиционного урока от «урока по ФГОС». Там «небо и земля». Но дело в том, что эти «новации» массовая школа просто игнорировала.)

«А вот образование в старших классах изменится значительно. Самое главное изменение – профильные классы».

(И здесь уже игнорировать не получится.)


«Школа сама определяет, по каким профилям она будет учить. Критериями служат две позиции: материально-техническая база – будет более чем странно, если школа заявит естественно-научный профиль, а там нет даже кабинета физики, оснащённого по всем требованиям. А второе – кадровый состав. Если в отдалённой школе физику ведёт математик, например, опять же будет очень странно, если они выберут этот профиль».

(Вот так: «сама определяет», но «будет более чем странно». Другими словами, региональный Минобр в этом случае не позволит. Обратите внимание: отсутствие оснащённого кабинета физики или учителей Бондаренко считает проблемой школы, а не проблемой своего министерства. В этом — вся суть нынешнего «управления» образованием.)



«В этом случае есть универсальный профиль, который позволяет любой школе составить учебный план с набором тех БАЗОВЫХ предметов, которые обязательны для обучения, а затем НЕСКОЛЬКИМ группам учеников предусмотреть возможность углублённого изучения КАКИХ-ТО предметов».

(Капс наш. Но где взять кадры для «возможности углублённого изучения» и финансовое обеспечение? Для открытия полноценного профиля их не было, а тут — сразу найдутся?)

«На 60% учебный план будет составлять школа из обязательных предметов, на 40% – участники образовательного процесса».

(Дети, то есть.
Картина маслом:
«Ученики, составляющие учебный план».)

«Обязательных дисциплин всего восемь: русский язык, математика, литература, история, обществознание, физкультура, ОБЖ и астрономия».

(Обратите внимание: список Бондаренко отличается от официального, который приведён выше. Федеральный стандарт, однако.)

«А география, информатика, английский, химия, физика или углублённое изучение той же математики или русского уже являются необязательными. Их вписывают в учебные планы в школах, решая самостоятельно, на какой из предметов сколько часов выделить – это зависит от выбранного профиля и запросов учащихся».


«Ещё одно важное изменение – индивидуальный проект (один или несколько), над которым старшеклассники будут работать все два года. Оценка за него в итоге попадёт в аттестат. Этот проект – некое подобие курсовой и по идее должен поддерживать интерес ученика к выбранной теме, а также готовить его к учёбе в университете. При этом процесс работы над проектом обязательно должен сопровождать педагог-тьютор».

(В «университетских лицеях» эта схема давно апробирована и в 95% случаев является полной имитацией и профанацией. А что будет в школах с «универсальным профилем», где не только «тьюторов», но и обычных учителей не хватает?)

«При этом дети должны иметь возможность в нужный момент корректировать свою учебную программу, с изменением жизненных и любых других обстоятельств. В 16 лет не каждый может сразу определиться со своей будущей профессией».

(Так точно: захотел ученик в 11 классе стать медиком, и школа сразу обеспечит ему химию и биологию на профильном уровне. И это при том, что до этого таких предметов в его учебном плане не было вовсе.
Обнять и плакать.)

«Сложнее всего перестроиться педагогам, школам и всей системе образования. Теперь ставка учителя географии или химии будет напрямую зависеть от того, захотят ли у него учиться дети: школьники, в буквальном смысле слова, «голосуют ногами», выбирая тот профиль, педагога и дисциплины, которые им наиболее интересны и приятны».

(Тут не случайно упомянуты география и химия. Эти предметы — в конце списка по востребованности на ЕГЭ, они «наименее интересны». Детей разводят по профилям, чтобы их можно было натаскивать на конкретный набор ЕГЭ без конфликта интересов, который неизбежен в обычном классе. Понятно, что учителя «невостребованных предметов» становятся лишними. А там, где профильное обучение открыть не получится (то есть будет «универсальный профиль», и это — удел большинства малых городов и посёлков), образование неизбежно сползёт на «базовый уровень», ибо никаких иных обязательств школа иметь не будет. Проще говоря, оно станет никаким. Но «проектная деятельность» с аналогом «курсовой работы» там будет обязательно.)

«Я не знаю, нужно ли нам столько учителей. Школам придётся изменить работу. Преподаватели хотят сохранить своих учеников, особенно сильных, им нужно ПОДСТРАИВАТЬСЯ. Ведь если все дети пойдут в другую школу, мы пересчитаем субвенции, и учреждение просто не получит денег. По идее, гуманитарных классов должно стать больше».

(Ключевое признание, Кравцов об этом никогда не скажет. Формирование школы отдаётся стихии рынка. Структуру выпуска будут определять «образовательные запросы» населения. Власть обещает «25 млн высокотехнологичных рабочих мест», ей как бы нужны «2 млн специалистов в области информационных технологий», а школа будет наращивать гуманитарные классы и большую часть населения «учить на базовом уровне».)



Напомним: мы цитировали высказывания министра образования одного из регионов, и речь шла о делах дня текущего. Всё сказанное означает, что отныне в РФ среднего образования не будет уже совершенно официально. Часть школ превратится в подготовительные курсы к поступлению в вуз через ЕГЭ. А все прочие (с «универсальным» профилем) потеряют какой-либо смысл и могут быть востребованы лишь как социальные отстойники для подрастающего поколения. В такой ситуации их массовое отмирание практически неизбежно.

Дети предсказуемо «проголосуют ногами». И во многих случаях — вместе с родителями, туда, где есть подготовка к ЕГЭ.

Нарастающее безлюдье российской глубинки.

И всё это — под разговоры об укреплении региональной экономики. И о «мальчике из провинции», который (благодаря ЕГЭ) получил возможность «поступать в любой московский вуз».
4 people reacted
739 views
В Минздраве и Роспотребнадзоре часто заявляют, что создание вакцины должно стать переломным моментом в борьбе с COVID-19. Чиновники твердят о необходимости сохранять ряд ограничительных мер вплоть до её создания.

💉Действительно ли она критически важна для победы над коронавирусом? Вакцина – панацея? Безопасна ли «вакцина на скорую руку»? А что считают учёные, которые имеют самое непосредственное отношение к разработке вакцин?

💉Показательно, что говорит научный руководитель НИИ вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова, заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии Первого МГМУ имени И. М. Сеченова, академик РАН, член Правительственной комиссии по биологической и химической безопасности Виталий Зверев (интервью порталу «Октагон»):

💉«Чтобы придумать вакцину, много времени не нужно. Время нужно на её проверку. В первую очередь, на проверку безопасности. Лично я категорически против ускоренной проверки и внедрения. Потому что вакцинируем мы здоровых людей. Это только лекарство мы вводим больным, и то – когда речь идёт о жизни и смерти, когда можно рискнуть с этой ускоренной проверкой.

💉В случае с вакциной – любой вакциной – этого делать нельзя. Тем более что сама инфекция не такая опасная, это не чума и не холера. Непроверенную вакцину я бы не стал никому делать. Здесь есть много условий: например, такое понятие, как хроническая токсичность. Её проверяют на животных полгода. После этого животных забивают, изучают морфологию органов, гистологию, изменения – как повлияла на почки, сердце,Show more печень, сосуды. И только потом начинаются испытания на людях. Но это тоже не один день. По-хорошему, вакцина изучается пять лет, прежде чем она появляется. Иногда меньше, если совмещаются какие-то фазы испытаний, но это всё равно не год.

💉Прежде чем вакцину начнут применять, если, конечно, её вообще создадут, нужно будет убедиться в её абсолютной безопасности. И потом, вакцина должна давать необходимый эффект. Какие там образуются антитела, нейтрализуют ли они вирус – на животных это можно достаточно быстро проверить, а как это проверить на человеке? Мы не будем заражать людей коронавирусом, чтобы проверить эффективность вакцины...

💉Тут такое дело: чем больше людей переболеет этим новым вирусом, тем быстрее появится популяционный иммунитет. И с каждой новой волной будет болеть всё меньше людей. Вакцина, конечно, может помочь, но к тому моменту, как она будет, люди будут иметь уже и антитела. И заставлять при этом кого-то вакцинироваться – нет, я слабо себе такое представляю».

💉Академик Зверев уверен, что «переболеют инфекцией за три года процентов 70 людей». (Так же говорили и ведущие немецкие вирусологи про немецкий народ. – прим. наше.) Он говорит: «Не паникуйте. Просто смотрите за цифрами, за процентом смертности. Вы знаете, что за этот год в мире от туберкулёза умрёт полтора миллиона человек?»

💉Виталий Зверев критически относится к тому, как от страха нагнетается обстановка: «Например, поливают улицы и моют дома – это бессмысленно и может сказаться не на вирусе, которого на улице нет, а на какой-нибудь бактерии, которая сможет выработать устойчивость к этим антисептическим растворам: потом её не вытравишь уже никакими антибиотиками.

💉Или людей заставляют постоянно носить перчатки. Зачем? Собирать грязь и заражаться какими-нибудь сальмонеллами? Или носить на улице маски: сейчас носить на улице маски – это собирать аллергены. Руки надо мыть и не иметь близких контактов с людьми, особенно – с больными. А вот гулять, двигаться нужно обязательно, особенно детям и пожилым людям. Потому что потом мы получим огромное число больных с ослабленным иммунитетом. Никакая вакцина уже не спасёт», – резюмирует вирусолог.
1 person reacted
474 views