Церковь Ингрии — это, как ни крути, церковь с финскими корнями, которых у меня нет. Да, в некоторых приходах до сих пор служат по-фински (и по-эстонски даже, но это другая история), да, из-за этого возникает
Show more много споров и разногласий среди прихожан и пасторов. Я до сих пор пытаюсь понять, в чëм замысел Бога, приведшего меня в церковь с национальным уклоном, который мне никогда не был близок. Да, мне однажды взбрело в голову выучить финский, но я оказалась слишком ленивой и учила норвежский по песням Мортена Харкета из A-ha...
Короче, нет у меня ничего общего с финнами, но я как всегда всем сочувствую! Ведь как можно отнять у человека то, что так близко его сердцу:
— Я живу тут, рядом с финским кладбищем, у меня из окна виден крест на могиле моего деда, — рассказывает мне один наш пастор. Потом ещё про финское общество на заре 90-х «Инкерин Лиитто», про историю ингерманландского флага: жëлтый — поля. .. картофельные что-ли; синий — невские воды; красная окантовка — стены крепости Ниеншанц... В 89 году после 70 лет запрета его как раз в Колтушах и подняли впервые.
— Раньше едешь в маршрутке по Колтушам, везде финская речь, и в магазинах, и в школе...
Ведь всего 30 лет прошло, куда всё это подевалось? Так странно, приезжаешь на петербургскую окраину, а тут половина населения с финскими фамилиями и в церкви, хоть и не в историческом здании, но почти на том же месте, до сих пор не только «Отче наш», но вся литургия звучит по-фински! Хотя сами же ингерманландцы спрашивают: «а для кого»? Разве не потерпят три финские бабушки ради того, чтобы церковь выполняла служение проповеди, а не клуба по национальным интересам?... 
Больше размышлений о лютеранской жизни тут: https://t.me/revenfance