Важные слова. Международный институт театра подготовил ежегодное обращение к Дню театра, который отмечается во всем мире сегодня, 27 марта. Автором обращения в 2025 году стал великий греческий режиссер ТеодоросShow more Терзопулос. Вместе с обращением вышел короткометражный фильм Никоса Пастроса, который отражает суть обращения через поразительные образы и восхитительные локации в Афинах, где более 2500 лет назад и появился Театр. Фильм идет с английскими субтитрами. Ниже публикуем перевод речи Терзопулоса на русский язык. Прочитайте эти философские слова, рожденные опытом и мудростью талантливого человека:

"Может ли театр услышать сигнал SOS, который посылает наш век, в мире нищих городских жителей, запертых в клетках виртуальной реальности, застрявших в своей удушающей частной жизни? В мире роботизированного существования в тоталитарной системе, где каждая сфера жизни опутана контролем и репрессиями?

Волнуют ли театр разрушение экологии, глобальное потепление, огромные потери биоразнообразия, загрязнение океана, таяние ледников, усиливающиеся лесные пожары и экстремальные погодные явления? Может ли театр стать активной частью экосистемы? Театр наблюдает за воздействием человека на планету уже много лет, но ему трудно справиться с этой проблемой.

Обеспокоен ли театр сложившимися в XXI веке условиями человеческого существования, где гражданами манипулируют политические и экономические силы, медиасети и компании, формирующие мнение? Где социальные сети, хотя и способствуют общению, являются прекрасным оправданием, обеспечивая безопасную дистанцию от Другого? Всепроникающее чувство страха перед Другим, иным, незнакомцем управляет нашими мыслями и действиями.

Может ли театр работать как мастерская сосуществования различий, если не будет принимать во внимание кровоточащую травму?

Кровоточащая травма приглашает нас реконструировать Миф. Говоря словами Хайнера Мюллера, «Миф – это агрегат, машина, к которой могут быть подключены новые и разные машины. Он переносит энергию до тех пор, пока растущая скорость не взорвет культурное поле», а я бы добавил «поле варварства».

Могут ли театральные софиты пролить свет на социальную травму и прекратить лживо освещать сами себя?

Это вопросы, на которые нельзя дать определенный ответ, потому что театр существует и выживает именно благодаря неотвеченным вопросам.

Это вопросы, вызванные к жизни богом Дионисом, проходившим через место своего рождения – орхестру античного театра, и продолжающие свой молчаливый путь беженца сквозь пейзажи войны сегодня, во Всемирный день театра.

Давайте посмотрим в глаза Диониса, экстатического бога театра и мифа, который соединяет прошлое, настоящее и будущее, дважды рожденный – Зевсом и Семелой, выразитель изменчивых идентичностей, женского и мужского, злого и доброго, божественного и звериного, на грани между безумием и разумом, порядком и хаосом – акробат на границе между жизнью и смертью. Дионис задает фундаментальный вопрос бытия «что все это значит?», вопрос, который подталкивает художника ко все более глубокому исследованию корней мифа и многочисленных измерений тайны человека.

Нам нужны новые нарративные стратегии, направленные на сохранение памяти и формирование новой моральной и политической ответственности, чтобы выбраться из многообразных форм диктатуры современного средневековья".
28 people reacted
699 views
Андрею Тарковскому, Геннадию Шпаликову и Василию Шукшину – в 2009 году у главного входа во ВГИК был открыт памятник трем выдающимся выпускникам главного кинематографического вуза России. В эту пятницу 28Show more марта в 16:00 в кинотеатре "Победа" говорим о самом загадочном герое из этой группы – Геннадии Шпаликове.

В контексте нашей премьеры "Долгая счастливая жизнь" по мотивам сценария Шпаликова, мы поговорим о судьбе фильма и его автора, а также попробуем проанализировать содержание картины на примере нескольких сцен. Почему и за что картину критиковали, что было новаторского в стиле и взгляде режиссера, – расскажет наш московский гость, киновед Григорий Скоробогатов, научный сотрудник Музея истории российской литературы им. Даля. Вход на встречу свободный! Желательна предварительная регистрация на сайте нашего театра.
26 people reacted
618 views
Начинаем апрель с марафона самостоятельных актерских работ "БЕЗ ДИСТАНЦИИ". Вот самая важная информация по проектам и правилам этого года: Show more

✔ Всего мы представим 6 самостоятельных актерских работ. Одну из них покажем в пятницу 4 апреля в 19:00 – это проект Тимофея Мамлина "ПРЕДЛОЖЕНИЕ". На него можно купить только отдельный билет по цене 500 рублей. Это можно сделать на сайте театра, там же ознакомиться с подробностями замысла. Остальные проекты покажем нон-стоп в субботу 5 апреля.

✔ На субботу 5 апреля вы можете приобрести отдельный билет на любой конкретный спектакль по цене 500 рублей или абонемент на весь день по цене 900 рублей. Например, если хотите посмотреть в субботу два любых эскиза – уже выгодно купить абонемент. И билеты, и абонементы доступны на сайте театра.

✔ Афиша на субботу 5 апреля выглядит так:
12:00 – "минус сколько-то там градусов по Цельсию", нежная история о полярниках и пингвине от Арсения Чудецкого и Анастасии Белинской;
14:30 – "Я ЭТО", пластический спектакль Софьи Степановой, вдохновленный темой самопознания;
17:30 – "Круг семи", проект Натальи Пьяновой и Вероники Шеманюк, отправляющий семерку героев на встречу со своим теневым "я";
20:30 – "стоять верх", гарантированно провокационный стендап от Евгения Варавы.

✔ Кроме того, 5 апреля состоится одно бесплатное мероприятие вне театра – проект "Речи" авторства Лилии Мусиной, променад-перформанс от артистов "Старого дома". На прогулку нельзя купить билет или присоединиться к ней по абонементу. Можно только бесплатно зарегистрироваться на сайте нашего театра. Есть три времени для часовой прогулки: 13:00, 16:00, 19:30. Старт от театра, нужны наушники. Подробности на сайте.

✔ После каждого проекта мы приглашаем зрителей в пространство 2 этажа для обсуждения увиденного с создателями и участниками спектакля. Помните, что проект "Без дистанции" – это результат самостоятельного творчества артистов без помощи профессиональных режиссеров и художников.

Присоединяйтесь к нашему марафону!
24 people reacted
564 views
В эту пятницу 28 марта в 16:00 приглашаем в кинотеатр "Победа" на встречу с нашим московским гостем, киноведом Григорием Скоробогатовым, который расскажет о легенде советского кино, сценаристе и режиссереShow more Геннадии Шпаликове, при участии которого родились фильмы "Я шагаю по Москве", "Застава Ильича", "Долгая счастливая жизнь".

Последняя картина стала своеобразным символом завершения эпохи оттепели, эпохи больших надежд, краткого периода в жизни советского общества, когда колоссальная творческая энергия прорвалась на свободу. Шпаликову были присущи лиризм, легкая интонация, поэтическая задушевность взгляда. Советское киноруководство часто обвиняло его сценарии в аморфности, отсутствии мысли, «обилии побочных моментов, затуманивающих историю». А спустя время стало очевидно, что Шпаликов с его поэтическим «блужданием» без «четких наставляющих ориентиров» был среди тех немногих авторов, кто и создавал ту особую атмосферу, которая получит название «оттепель».

В контексте премьеры нашего театра по сценарию Шпаликова "Долгая счастливая жизнь" мы поговорим о судьбе фильма и его автора, а также попробуем проанализировать содержание картины на примере нескольких взятых из неё сцен. Встреча организована совместно с Московским государственным музеем истории литературы им. В.И. Даля. Вход свободный! Желательна предварительная регистрация на сайте нашего театра.
17 people reacted
329 views
Просто о сложном: журнал "СНОБ" подготовил развернутый портрет Антона ФЕДОРОВА. Предлагаем посмотреть на нашего главного режиссера не только как на постановщика "Котлована" и "Е-ЕЕ-ЕЕ!", но и автора целогоShow more ряда сильных московских спектаклей последних 5 лет. Если не обращать внимания на некоторые неточности – это очень внятный рассказ и "презентация" уникальных режиссёрских черт, которые сделали из Федорова подлинного кумира современности. Универсальность найденного языка, трагизм и комизм действия, речевые особенности персонажей, элементы кинематографа и анимация, человеческое уродство и милосердие, – читаем материал "СНОБа". https://snob.ru/culture/o-rezhissere-antone-fedorove/
22 people reacted
521 views