447 posts

снег в моем дворе

он живет на таблетках, потому что у него панические атаки. живет наShow more крошечную пенсию и ворует шины у соседа, чтобы продать и хоть как-то заработать. он покупает простые игрушки детям, чем-то кормит своих собак, ест пустую гречку и серые макароны.

он живет в заваленной ветхими вещами квартире, в старом доме, в древнем тбилисском дворе. где идет, идет, идет — бесконечно идет снег.

а еще он пишет в соцсети — о том, что ему нужны деньги на таблетки. не просит и не жалуется — просто описывает, как есть. и находит в соцсети бывшего одноклассника — режиссера из Москвы.

режиссер решает помочь приятелю из Тбилиси и предлагает ему описывать свою жизнь — писать по листочку в день. он готов платить за листочек по пять лари и надеется снять кино на основе того, что будет написано. а потом режиссер и сам едет в Тбилиси.

вот и весь фильм.

этот фильм Бакура Бакурадзе основан на реальной истории, которая с ним случилась. главный герой фильма — реальный человек из Тбилиси, бывший одноклассник Бакура, который нашел его в соцсети и стал описывать свою жизнь.

и фильм этот Бакур Бакурадзе сделал с тем самым Леваном, который и сыграл главную роль.

фильм показали во внеконкурсной программе «маяка» в прошлом году, и сегодня о нем говорят очень многие критики. говорят, как о чем-то важном и ценном, чего в нашем кино сейчас так мало.

смотреть фильм мне лично было непросто, но он что-то такое сыграл внутри, какую-то особую — пронзившую меня мелодию.

он окутал меня очень личной, очень тонкой — можно вообще так сказать? — тишиной.

«заснежил» меня, опустошил и — очистил.

тут для меня много созвучий с Отаром Иоселиани, с Джармушем и его «Более странно, чем в раю», с Юхо Куосманеном и его «Купе №6», с Аки Каурисмяки, с «Реквиемом» Балабанова.

тут для меня очень много поэзии и — пустоты. такой, знаете, когда поднимаешь голову, смотришь на вихри, на танцы снежинок в медовом, масляном свете фонарей, и голова вдруг немного кружится, и становится пустой-пустой, совсем без мыслей.

и вдруг тебе очень тоскливо, и очень уязвимо, и очень хорошо.

вот такой этот фильм для меня. фильм про нашу хрупкость — как мне почувствовалось.

сегодня, спустя год после того, что случилось год назад, ощутить именно это — мне кажется, важно.
1/2
3 people reacted
60 views
альмодовар, хоппер и шезлонг.

посмотрела новый фильм альмодовара «комната по соседству» — наShow more этот раз не величие, но есть о чём покрутить мысли.

свои мысли альмодовар уже давно, кажется, вихрями раскручивает в сторону смерти — говорит о борьбе и не-борьбе с ней, о её уважении и принятии, о её реальности и искусственности, об отношениях с ней.

из его фильмов при этом словно вытекает витальность, «жирность», мощь — красок, звуков, движений.

его фильмы словно «усушаются», становятся аскетичными, выдыхая всё больше строгости, резкости, статичности.

словно разглядываешь пейзажи балтики или норвегии. только очень цветные пейзажи.

тут, конечно, по-прежнему цветной рок-н-ролл, джаз красочности.

а еще тут много рифм — рифм с другими творцами. и рифмы эти так прекрасны, что мне захотелось собрать их вместе.

вот чьи отражения я уловила:

☀ хоппер — с его одинокими одиночками, ищущими контакта с внешним миром.

тут явная отсылка к «людям на солнце» — героям, которые сидят в шезлонгах и смотрят куда-то чуть вверх и вдаль.

решила приобщиться и к хопперу, и к альмодовару — нашла себя в цвете и в шезлонге)

☀ мондриан — с его композицией красного, синего и желтого. с его перпендикулярностью линий и контрастностью цветов, которые, кажется, просто не могут, не должны даже сочетаться, а вот же как идеально сочетаются.

☀ бергман — с его персоной, с двумя женщинами, отражающимися в итоге друг в друге, отражающими друг друга.

тильда суинтон и джуллиана мур — конечно, невероятные обе. волшебство.

☀ аббас киаростами — иранский режиссер — с его фильмом «вкус вишни» (золото канн 1997 года), герой которого едет по тегерану и ищет кого-то, кто закопает его тело после того, как он добровольно покинет жизнь.

в фильме тильда суинтон искала, кто бы жил с ней в комнате по соседству, пока она примет таблетку и уйдет.

☀ ким ки дук — с его статикой в кадрах, в которых фиксируется и время, и безвременье.

☀ майкл каннингем — с его заснеженным нью-йорком потерянных людей.

только снег у альмодовара — фиалково-лавандовый, цвета индиго. медитативный снег.

да и весь фильм, кажется, — медитация.

#inlovewithmovies
3 people reacted
51 views
красота — в трех притчах.

на днях посмотрела три самых ярких фестивальных фильма прошлого года.Show more в каждый — влюбилась и в каждом уловила одну и ту же тему, которой хочу теперь пожить какое-то время.

и очень хочу поделиться.

🌟 Vermiglio, режиссерка Маура Дельперо, оператор Михаил Кричман, снимавший для Звягинцева, особый приз жюри в Венеции.

жизнь семьи в горной деревне. история любви между солдатом-дезертиром и дочкой учителя.

хрустальная, кристальная, молчаливая — невообразимая красота в каждом кадре.

я ловлю вайб Эдварда Хоппера и Антониони — с их одиночеством, с их отстраненным взглядом на мир.

утренняя дымка, и ветер набрасывает шелк на глаза и на руки, укутывает прозрачностью.

и хочется впитывать эту хрустящую, хрустальную тишину, эти ароматы чистоты — хлопковых простыней, инжирного листа, лотоса, снега.

🌟 All We Imagine as Light, режиссерка Паял Кападия, гран-при жюри Канн, номинация на золотую пальмовую ветвь.

две медсестры, две такие разные жизни, где обеим так хочется любви.

и снова голова кругом от сбивающей с ног, ошарашивающей красоты.

смотришь в кадр, и хочется чихать от обилия ароматов — они несутся, врываются в меня через экран.

куркума, кардамон, мускатный орех. сандал, тубероза, мускус.

а еще цвет, краски, светотени — наотмашь, на скорости, пышно, оглушающе.

этот фильм пропитан, искрится, лучится нежностью.

🌟 мультфильм Flow, Гинтс Зильбалодис, Латвия, Золотой глобус этого года.

ни одного слова, ни одного человека, только кот, лимур, капибара и птица плывут на кораблике — и делают это так, что хочется ничего больше в жизни не видеть, а только смотреть, как они плывут.

мультфильм для меня — уровня сказки сказок и тоторо.

величие.

три истории — три притчи. все три, как чувствую я, — про милосердие.

сразу три уникальных произведения говорят про это. по-разному, тонко и нежно, местами болезненно, но как же точно, как же пронзительно.

очень, очень рекомендую.

#inlovewithmovies
2 people reacted
63 views
понимание — переоценено.

как же так бывает, а вот бывает же как-то — именно сегодня вспоминалаShow more мини-лекцию Антона Долина о Дэвиде Линче.

и все крутила в голове мысль, которая там прозвучала, — как мне кажется, необычайно мощную:

«линч доказал, что понимание — переоценено.

он умел, только одному ему известным способом, проскакивая нарратив, дотягиваться сразу до чувств зрителя.

он рассказывает, не рассказывая.

показывает, не объясняя».

как же так бывает, а вот бывает же как-то.

семья Линча написала сегодня так: «в мире большая дыра теперь, когда его больше нет с нами. но, как бы он сам сказал: «следи за пончиком, а не за дыркой».

прекрасный день с золотым солнцем и небом».

недавно я увидела самое ясное, самое четкое на свете небо — лазоревое, сапфировое, с хрусталиком-полумесяцем.

не пончик, конечно, но буду следить за ним. с таким небом, кажется, все понятно, не нужно ничего объяснять.

и — пойду пересматривать малхолланд драйв)

#inlovewithsky #inlovewithmovies
4 people reacted
54 views
лучший святочный рассказ.

пятый день осмысляю, «вдыхаю» лучший — для меня сегодня —Show more рождественский даже не фильм, а кинополотно Бергмана «Фанни и Александр».

впервые в жизни посмотрела телеверсию, которая — в отличие от трехчасового фильма — длится около пяти часов.

написать про Бергмана и его фильмы я, конечно, не осилю, да и сама себе не позволю, но и не зафиксировать мои ощущения — настолько они объемны — тоже не могу.

и потому мои мысли — пунктиром. вдохами. набросками.

опус магнум.

утраченный рай.

гамлет как вечная история.

патриархальность и феминизм как понятия вне времени.

сон и пробуждение, театр и реальность — есть ли грань?

бог.

молчание бога («философ богооставленности», — так про Бергмана писал киновед Сергей Добротворский).

миф.

время.

путь.

детство.

«лучший кинорежиссер, которого я знал на своем веку», — говорил про Бергмана Вуди Аллен.

и он же: «я слышал, как люди, выходившие из зала после просмотра одной его картины, говорили: «я не очень-то понял, о чем это кино, но так и просидел весь фильм, вцепившись в кресло».

а вот для Киры Муратовой Бергман в какой-то момент стал чересчур масштабен:

«никакие нравственные суждения и глобальные выводы, на мой взгляд, вообще неправомерны в искусстве».

лично меня глобализм пока завораживает, и потому еще от Вуди Аллена:

«как он на вас повлиял?» — спрашивали меня.

«да никак он не мог на меня повлиять, — отвечал я. — он был гением, но я-то не гений, а гениальности нельзя научиться, как нельзя научиться подлинному волшебству».

подлинное волшебство — вот что для меня «Фанни и Александр».

сколько же красоты, боги, в громоздких, бархатистых, рубиново-алых драпировках, в танцах всей семьи Экдалей, в сказках, которые взрослые читают Александру, в андрогинном ангелоподобном существе — Исмаэле.

идеальный для меня мэтч к этому фильму — картина Александра Волкова, одного из моих арт-открытий прошлого года (в карусели 👆).

удивительный для меня пример того, как советский модернизм обращался к теме духовных поисков и переосмыслял религиозные образы.

с одной стороны этой картины — «лик христа», с другой — «демон».

подлинное волшебство.

#inlovewithmovies #inlovewithart
2 people reacted
60 views