257 posts

НАМЫҪЫҢДЫ ҺАТМА
Ишетмәйҙәр икән - ҡысҡырма,
Тыңламайҙар икән - саҡырма,
Асмаһалар әгәр ишеген,
Туҡылдатма бүтән, астырма!

Ышанмайҙар икән - аҡланма,
Намыҫың таҙа булһа - ваҡланма,
Һынған ботаҡҡа һин һис менмә,
Күрә (а)лмаһалар ҙа һис көймә!

Ҡәҙ(е)рең белмәһәләр - тағылма,
Иҫкә алыр кәрәк булғанда.
Яратмаһалар әгәр -яғылма,
Йылытмаҫ ул яҡын булһаң да.

Белмәһәләр әйҙә белмәһендәр,
Ҡәҙереңде һинең ҡай саҡта,
Ишетмәһә ишетмәһендәр ҙә,
Тарала бит бер мәл шом хатта.

Өҫтөн булып ҡал һин шау -шыуҙарҙан,
Иғтибар ҙа итмә һин юҡҡа!
Иң мөһиме -намыҫ таҙалығы,
Бысыранма юҡҡа, һин туҡта!
Нутфуллина Рәйлә.
2 people reacted
108 views
Может увидите на кадрах своих бабушек и дедушек. Этот же селтәр есть на театральных снимках. Возможно реквизит и это актриса!?
Show more
Фильм "На границе Азии " 1930 год.
Белгородский государственный литературный музей
Если узнаете, имена или подробности пишите в группу Башҡорт милли кейеме

#НаграницеАзии #башкиры
1 person reacted
86 views
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ФИЛЬМА «НА ГРАНИЦЕ АЗИИ».

В начале XX в. с распространением фотографии общепризнанным способомShow more хранения и демонстрации фотографических коллекций стал фотоальбом. Широкое распространение получает практика оформления фотоальбомов в память об известных государственных деятелях, государственных и частных учреждениях, важных событиях в истории страны. Фотоальбомы становятся и формой отчетной документации или приложением к ней. Например, такие альбомы оформлял С.М. Прокудин-Горский, путешествуя по России. К числу последнего типа документов относятся фотоальбомы, хранящиеся в фондах Белгородского государственного литературного музея. Оформлены они воздухоплавателем и кинематографистом Николаем Дмитриевичем Анощенко (1894–1974). Один из фотоальбомов рассказывает о съёмке черно-белого документального киноочерка о Башкирии «На границе Азии» в 1930 году. Его составляют фотографии, на которых запечатлены рабочие моменты съёмок, участники киносъёмочной экспедиции, кадры из фильма. В качестве комментария к фотографиям в альбом включены газетные и журнальные вырезки о съёмках фильма. С особым вниманием за работой киносъёмочной экспедиции в Башкирии следили башкирские газеты «Красная Башкирия» и «Белорецкий рабочий». Материалы фотоальбома в совокупности с другими документами из архива Н.Д. Анощенко позволяют рассказать о работе над фильмом «На границе Азии», в создании которого Н.Д. Анощенко принимал участие в качестве сценариста, режиссёра и оператора. Одна из первых публикаций – 20 апреля 1930 г. – в газете «Красная Башкирия» гласит: «Нынче Башкирия станет ареной киносъёмок. Прибывает уже третья по счёту кино-экспедиция всесоюзного кинообъединения «Востоккино». «Востоккино» ставит основной задачей при построении фильма о Башкирии показать не только сегодняшнюю Башкирию и её современное состояние, но главным образом ближайшее будущее.

Другой задачей является отражение в фильме тех основных моментов исторического прошлого, которое обусловило нищету и культурную отсталость Башкирии».23 апреля 1930 г. эта же газета сообщала: «19-го апреля в Обкоме ВКП(б) состоялось совещание по обсуждению плана постановки большой культурфильмы «Башкирия» (режиссёр-оператор «Востоккино» Н.Д. Анощенко). На заседании присутствовали представители культпрома, исследовательского института, музея, общества краеведения и ОДСК». Из этой же заметки узнаём, что 22 апреля первая часть сценария, в которой дана краткая история Башкирии, была зачитана научным сотрудникам краеведческого музея. Сценарий был одобрен, а музей обязался дать для съёмок имеющиеся в его коллекциях старинные башкирские костюмы, оружие и утварь, а также консультировать съёмочную группу.

Созданный Н.Д. Анощенко сценарий культурфильмы в 6 частях под названием «На границе Азии» «Востоккино» приобретает согласно договору от 25 мая 1930 г. При этом «Востоккино» в соответствии с п.5 Договора «обязуется на всех экземплярах фильма, а равно во всех видах рекламы и информации в прессе указывать фамилию автора сценария, поставленной по нему фильмы».

В архиве Н.Д. Анощенко сохранился один экземпляр монтажного листа киноочерка и удостоверение режиссёра-оператора, в котором сообщается, что он командируется в Башкирскую АССР для съёмок полнометражной культурфильмы о Башкирии «На границе Азии».21 июня 1930 г. газета «Красная Башкирия» писала: «16 июня в Уфу прибыла из Москвы экспедиция «Востоккино» для засъёмки большой культурфильмы «На границе Азии» («Башкирия»). Состав экспедиции: режиссёр-оператор Н.Д. Анощенко, уполномоченный Б.С. Деменчук, ассистент Я.Л. Миримов и пом. оператора З.И. Тер-Степанов. Эта съёмочная группа «Востоккино» объявила себя ударной и перед выездом из Москвы подписала договор о соцсоревновании с другими группами «Востоккино». В июне того же года о начале работы Н.Д. Анощенко над фильмом «На границе Азии» сообщили газеты «Кино» (1930 г., 25 июня) и «Вечерняя Москва» (1930 г., 27 июня).
Как пишет газета «Красная Башкирия», съёмки начались 17 июня. В первые дни состоялись съёмки инсценировок исторического пролога к фильму с использованием коллекций Башкирского краеведческого музея. Также известно, что частично первая часть фильма снималась в Москве, для чего использовались коллекции Государственного исторического музея. Об этом свидетельствуют газетные и журнальные публикации и сами кадры фильма. Сохранилась «Сводка работ ударной группы «Востоккино» над картиной «На границе Азии». Её составляют своего рода календарь и сводная таблица, где отражены результаты работы с 28 июля по 20 августа. На календаре, и в таблице отражались следующие показатели: количество съёмочных дней, количество заснятой плёнки, отношение общего количества заснятых сценарных кадров и остающихся к засъёмке, процентное соотношение снятых и подлежащих к съёмке кадров, общий процент готовности, включая смонтированный материал. В соответствии с данными календаря на 20 августа объём работы, выполненной за 34 съёмочных дня, составлял 92%.По заметкам газеты «Красная Башкирия» и «Белорецкий рабочий» достаточно точно можно восстановить маршрут экспедиции в Башкирии. 29 июня 1930 г. «Красная Башкирия» помещает на своих страницах интервью с Н.Д. Анощенко. В беседе режиссёр отмечает: «До сегодняшнего дня мы имели шесть рабочих дней, за которые сумели зафиксировать на плёнку все исторические инсценировки пролога, очень подробно засняли работу Башосоавиахима в лагерях, занятия физкультурников на стадионе в Уфе, памятник Ленину и др.В ближайшие дни мы снимаем работу педтехникума, медтехникума, научно-исследовательского института и друг. культурных учреждений Башкирии, после чего выедем на съёмки ЦЭСа и паровозоремонтного завода. Покончив с Уфой, группа направится в кантоны, примерно, по такому маршруту: Бирск (аэрофотосъёмка, сельско-хозяйственный техникум, колхозы), Байки (пчеловодство и сплав леса), затем по р. Уфимке до Уфы (натуральные кадры), Чичмы и Давлеканово (колхозы, совхозы, МТС, скотоводство), Аксаково и Шафраново (кумыс). После этого перебросимся в заводской район (Белорецк, Инзерский завод, Кагинский завод, Баймак), а затем в Зилаирский кантон».

26 июля 1930 г. «Красная Башкирия» пишет: «Ударная группа режиссёра Н.Д. Анощенко, производящая съёмку кинокартины «На границе Азии» («Башкирия») производства «Востоккино» в настоящее время находится в Белорецке. Здесь она снимает строительство и работу завода, после чего отправится в район Картали и Инзерска, где будет заснят старый быт башкир. Закончив эту часть работ, группа перекинется в колхозы и совхозы (в частности – в «Красную Башкирию» Тамьян-Катаевского кантона), где будет отснят новый быт…Из отдельных моментов картины, заснятых за последнее время нужно отметить съёмку работ аэросъёмочного отряда в Бирске, когда режиссёр-оператор Анощенко (кстати сказать, старый и видный воздушник), летая с начала лётной партии с Ивановым, снимал в воздухе работу другого самолёта под управлением лётчика Жарковича».
2 августа 1930 года газета «Белорецкий рабочий» публикует интервью с Н.Д. Анощенко, в котором режиссёр сообщает: «Последние съёмки в Белорецке, Инзере, Усмангалях и Тукане дали нам богатый материал, нужный для моей фильмы. Белорецк дал отдельные моменты работы заводов, строительство и работу комсомола на производстве. Очень жаль, что здесь в индустриальном центре Башкирии, всё ещё почти нет башкир-рабочих, и мы, поэтому были лишены возможности выявить в фильме участие в строительстве башкирского пролетариата.

Инзер дал нам интересные кадры углежжения и сплава дров и леса (запани), а также работы узкоколейки, являющейся по эксплуатационным данным лучшей в СССР. В Усмангалях мы засняли сцены старого быта (муллу у больного, учеников ребят у муллы, отъезд на кочёвку) и бортевое пчеловодство, для чего группа выезжала далеко в горы… Завтра мы выезжаем в Шухайметово снимать достижения «Овцеводства», а затем в Аскарово в «Красную Башкирию».
Публикацией 27 августа 1930 г. газета «Красная Башкирия» сообщает: «На днях в Уфу прибыла после длительного пребывания в кантонах экспедиция «Востоккино», производившая съёмки фильмы «На границе Азии» («Башкирия»). 19, 20 и 22 августа в Уфе и её окрестностях производились последние съёмки нескольких игровых кусков и научно-производственных моментов (шелководства, коневодства и проч.).

В настоящее время экспедиция выехала в Чишмы и Шафраново. Там будут сняты последние куски фильмы. После этого экспедиция возвратится в Москву. Монтаж картины начнётся с 1-го сентября».
По сентябрьским публикациям 1930 г. в газетах «Кино» и «Вечерняя Москва» можно восстановить историю фильма на стадии проявки негативов, монтажа фильма. Мы процитируем более позднюю публикацию в «Красной Башкирии» от 19 октября 1930 г., которая, несмотря на краткость, точно передаёт всё происходившее в эти дни: «Несмотря на все задержки с изготовлением негатива и контрольных отпечатков с него, восполняя медлительность лаборатории личным напряжением, группа закончила все работы раньше назначенного срока.

Картина «На границе Азии» готова. В день ударника картина была показана на закрытом собрании режиссёров, операторов, правления и всех сотрудников «Востоккино». Проведённая на другой день дискуссия и специальное обследование работы ударной группы производственной комиссией дала ей высокую оценку. Для окончательной отделки картины «Востоккино» вызывает в Москву представителя Башнаркомпроса, после чего картина будет прислана для обсуждения в Уфу».

28 октября 1930 г. «Красная Башкирия» публикует письмо-телеграмму Н.Д. Анощенко: «Картина «На границе Азии» закончена монтажом 12 октября. Принята правлением «Востоккино» и разрешена Главреперткомом без всяких изменений. В идеологическом и художественном отношении картина признана хорошей как правлением, производственным совещанием «Востоккино», так и Главреперткомом, комиссий и секретариатом АРРКа. Директор государственного исторического музея считает «картину с идеологической стороны прекрасной». Директор Центрального Музея Народоведения пишет: «Картина отличная, свежа и смотрится легко». Представительница французской прессы – Мейяр также нашла картину хорошей.

Ударная группа, снимавшая эту картину, за достигнутые ею результаты премирована правлением «Востоккино», союзом РАБИС, Ассоциацией работников революционной кинематографии (АРРК). Первым слётом киноударников 17 октября занесена на красную доску и награждена бюстом Карла Маркса».

Эта публикация – самый поздний по датировке документ в фотоальбоме, касающийся истории создания документального фильма «На границе Азии».Обратившись к фотоальбому и документам архива Н.Д. Анощенко, мы лишь воссоздали историю создания документального фильма «На границе Азии». Но киноведам эти документы могут быть интересны и в других аспектах, связанных с историей отечественного кинематографа 1910–1930-х гг.

Автор - Буханцова Наталья Васильевна, заведующий экспозиционным отделом Белгородского государственного литературного музея.

(https://www.vestarchive.ru/arhivovedenie/3524-istorii..)
(25 Октября 2020
Российский журнал «ВЕСТНИК АРХИВИСТА = HERALD OF AN ARCHIVIST»)

#Башкиры
#НаГраницеАзии
#башҡортмилликейеме
0 people reacted
58 views
В минувшее воскресенье в МАУ СР "Районный центр культуры" царила атмосфера праздника и единения! Фестиваль тюркской культуры подарил нам незабываемые впечатления и яркие эмоции. Show more

Звуки национальных инструментов, завораживающие мелодии, зажигательные танцы – все это создавало неповторимую атмосферу в холле Центра.

Не менее впечатлил конкурс национальных костюмов. Участники продемонстрировали не только красоту и великолепие традиционной одежды, но и глубокое знание истории и культуры своих предков. Гости фестиваля представили 8 мужских и 18 женских костюмов.

Завершился фестиваль ярким праздничным концертом, где прозвучали народные песни, исполненные с душой и искренностью. Особо хочется отметить красоту и мастерство исполнения народных танцев. Каждый танец был наполнен эмоциями, грацией, и рассказывал свою историю.

Мы благодарим всех участников и гостей фестиваля за яркие впечатления и незабываемый праздник!

Больше видео и фото на странице МАУ СР "Районный центр культуры"

#культурасургутскогорайона #сургутскийрайон #культураюгры
1 person reacted
51 views