132 posts

Ржевские железнодорожники в годы войны.

"Жизни своей не жалея, на фронт вы составы вели…"Show more

С первых дней войны в хозяйственных службах Ржевского узла быстро произошла перестройка на военный лад, были организованы отряды народного ополчения, в том числе истребительный отряд. Но ни на минуту не останавливалась и трудовая жизнь на узле: паровозные бригады, несмотря на бомбежки врага, бесстрашно водили к фронту поезда с вооружением и войсками, движенцы следовали уплотненному графику с ограниченными интервалами, путейцы и коллектив восстановительного поезда быстро ремонтировали разрушенные мосты и пути. Работы осуществлялись под девизами: "За себя и товарища, ушедшего на фронт" и "Три нормы вместо одной".

Первый массированный удар фашистской авиации на узел пришелся на 19 июля 1941 года. В это время на разъезде Мелихово стоял поезд с боеприпасами, следовавший в Вязьму. Одна из бомб разорвалась вблизи состава, загорелись вагоны и с минуты на минуту поезд мог взлететь на воздух. Железнодорожники во главе с А.Красношапко, обжигая руки, расцепили вагоны и часть из них отогнали в безопасное место, проявив тем самым мужество и самоотверженность.

Четкость действий продемонстрировали работники узла при организации эвакуации населения и оборудования заводов и фабрик в тыл. Поезда на Москву уходили ночью.

Из пяти созданных в те дни партизанских отрядов самым крупным был отряд, сформированный из железнодорожников, действовавший в районе Новосокольники – Насва.

Осенью 1941 года в результате бомбежки были сильно разрушены станции Ржев-I и Ржев-II. На станции Муравьево от прямого попадания бомбы в паровоз погибли на посту машинист М.Т.Ивановский, помощник машиниста Н.И.Ожогин, телеграфисты Н.М.Богданов и В.Н.Белоногина, электромеханик Г.Г.Корсаков и другие.

Машинисты Ржевского узла героически проявили себя в годы войны. В архивных документах и воспоминаниях сохранились примеры их мужества и выдержки. На перегоне между станциями Подсосенка и Нелидово фашистская авиация стала бомбить состав с горючим, которым управлял Н.М.Глушков. Пришлось маневрировать, подавая состав то назад, то вперед. Победила воля и выдержка машиниста – эшелон с горючим был доставлен к линии фронта. Три дня без сна и отдыха машинист К.Ивановский вел состав с ранеными бойцами со станции Земцы в Ржев. В результате многочисленных налетов вражеских самолетов на станциях Нелидово и Паникля паровоз был поврежден, ранило кочегара. На станции Ильмановка раненых отправили в госпиталь на самолете, а машинист пешком продолжил путь в Ржев, чтобы снова водить поезда. А 14 октября 1941 года, когда войска были вынуждены оставлять охваченный пожарами город, машинисты П.Ф.Веновский и Н.К.Томашевский под непрекращающейся бомбежкой выводили последние поезда с горящей станции Ржев. На станции Панино котел паровоза П.Ф.Веновского был пробит пулеметчиком неприятеля, но машинист не растерялся: он нашел исправный паровоз и, прицепив его к вагонам, увел свой состав.

С первых дней фашистской оккупации в городе по инициативе бывшего слесаря паровозного депо К.П.Латышева начала действовать подпольная группа молодых патриотов, которую вскоре возглавил А.П.Телешев, бывший осмотрщик вагонов станции Ржев-I. В честь трагически погибших героев-подпольщиков названы улицы города Ржева.

Неоценимую помощь фронту оказывали своим самоотверженным трудом железнодорожники прифронтовой полосы – коллектив военно-эксплуатационного отделения № 109, сформированного из ржевских железнодорожников под командованием Д.М.Филимонова в Торжке, в 14 км от линии фронта. Работники отделения шли вслед за бойцами, восстанавливали разрушенное железнодорожное хозяйство, доставляли на фронт технику, боеприпасы, продовольствие. В августе 1942 года в результате наступления были освобождены станции Панино, Есиповская, разъезд 133 км. В феврале 1943 года перед железнодорожниками была поставлена задача обеспечить всем необходимым войска, наступающие на Ржев. С Торжокского направления движение поездов на город организовывал командир отделения Д.М.Филимонов с начальником политотдела И.Н.Андреевым, на Зубовском направлении – заместитель начальника по эксплуатации Г.А.Поганкин.

Многие ржевские железнодорожники отдали жизнь в борьбе с фашистскими захватчиками. Среди погибших на фронте – К.С.Чижов, председатель районного спортивного общества "Локомотив", электромеханик С.П.Еремеев, электромеханик М.К.Симонов. Выполняя задание с диверсионной группой, погиб машинист З.И.Долгополов, погибли, сражаясь в тылу врага, секретарь комитета ВЛКСМ узла А.А.Григорьев, железнодорожники И.Савельев, А.Павлов, К.Любич, П.Абразевич. Под Сталинградом погиб командир истребительского отряда А.Красношапко. Машинист С.Н.Садов и мастер пункта технического осмотра станции Ржев-I М.П.Парфирьев на бронепоезде № 44 прошли боевой путь от Воронежа и Сталинграда до Клайпеды. За боевые заслуги С.Н.Садов награжден орденом Красной Звезды и медалью "За отвагу", М.П.Парфирьев – медалью "За боевые заслуги", после войны оба вернулись на работу на ржевский железнодорожный узел.

После освобождения Ржева трудящиеся города принялись за его восстановление. Отступая, враг разрушил все, что поддавалось уничтожению: каждое звено рельсов было подорвано в нескольких местах, пути изрыты окопами и дзотами, развалины зданий заминированы, мосты взорваны, более 2 тысяч сожженных вагонов лежало на железнодорожных путях, единственный уцелевший паровоз Ов-4530 стоял у разрушенного моста через Волгу. Паровозники, движенцы, путейцы, связисты объединились в 96 бригад. Отработав смену в депо или на станции, железнодорожники присоединялись к строителям, растаскивали городские завалы, овладевая в процессе восстановления новыми специальностями.

Уже 1 мая 1943 года был запущен в эксплуатацию поворотный круг локомотивного депо. В книге "Мы возродим тебя, родной Ржев" секретарь ГК КПСС И.С.Дежин писал о том, что члены бригады по пояс в воде трудились от рассвета до заката в котловане поворотного круга, вытягивая тросом из глубины котлована многочисленные части. Работы по подъему круга заняли 10 дней, участвовавшие в ней были награждены медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне". К началу октября депо ожило, был отремонтирован первый паровоз Щ-514. Интенсивными темпами шло восстановление и других предприятий узла: только в 1943 году было собрано и пущено в дело полмиллиона штук кирпича, 1,5 тысячи кубометров досок и бревен, более 20 тонн железа, 7 тонн гвоздей. Своими силами железнодорожники восстановили 42 служебных здания и 34 общежития, цех по ремонту вагонов, который уже в апреле 1943 года стал давать готовую продукцию – отремонтированные вагоны обеспечивали перевозку грузов, необходимых для фронта.

В своих воспоминаниях машинист Ржевского депо Н.Ф.Левшин рассказывал, как трудно было водить в те дни поезда: "В марте 1943 года я прибыл в город Ржев. Станция Ржев-II была всего из 3 путей, воду брали прямо из пруда водохранилища и этой водой наполняли баки паровозов. Помню, в один из рейсов Вазуза подмыла деревянные детали моста, и много рейсов сделали по пересылке через мост вагонами вперед, паровоз не пропускали. Бригады со станции Зубцов подавали нам вагоны тихим ходом через мост, а мы – им".

В 1944 году узел работал уже над осуществлением плана возросших перевозок. К наступлению зимы 1944–1945 были восстановлены стены второго и третьего секторов цеха подъемки, депо пополнилось новым оборудованием.

Послевоенное восстановление узла.

В марте 1946 года Верховный Совет СССР принял закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946–1950 годы. Закон ставил одной из первостепенных и наиболее важных задач капитальное восстановление железнодорожного транспорта в районах, подвергшихся немецкой оккупации.

Еще в годы войны работники транспорта вместе с железнодорожными войсками и коллективами специальных формирований немало трудились над восстановлением разрушенных магистралей, в том числе и Калининской.

Начиная с 1946 года по стране зашагала первая послевоенная пятилетка. На всех предприятиях узла развернулось социалистическое соревнование за досрочное выполнение заданий ее первого года. На станции Ржев-I высокие образцы в работе, как и до войны, показала смена дежурного по станции П.Поршунова. Этот коллектив занимал первое место по всей Калининской дороге, а о своем методе П.Поршунов сделал доклад на слете новаторов Северо-Западного железнодорожного округа в Ленинграде.

В течение 1946 года работники узла собрали на развалинах свыше 30 000 штук кирпича и из различных сортов собранной проволоки заготовили 1 000 кг гвоздей. Одновременно с восстановлением собственной инфраструктуры железнодорожники оказывали помощь селу: изготавливались детали для сельскохозяйственной техники, была выделена специальная бригада по ремонту тракторов.

В 1947 году правительственными наградами было отмечено более 190 работников узла. В этом же году мощность локомотивного депо достигла предвоенного уровня. В цехах было установлено и электрифицировано три комплекса домкратов для подъемки паровозов и тендеров, смонтированы подъемники для выката тендерных колесных пар, изготовлен пресс для заправки дышловых втулок, создан новый заготовительный цех. В 1948 году коллективу депо было присуждено переходящее Красное знамя Калининского обкома КПСС. По инициативе бригад паровоза Эм-713-27 в депо была организована колонна паровозов, бригады которой вступили в соревнование под девизом: "Пятилетку – в четыре года". За 1949 год паровозники сберегли 7 тысяч тонн топлива, перевезли сверх нормы в тяжеловесных поездах 200 тысяч тонн народнохозяйственных грузов. Благодаря этому из оборотных средств было освобождено свыше 2 миллионов рублей. В мае 1950 года передовому депо Ржев, пять кварталов подряд удерживавшему первое место по дороге, начальник магистрали А.М.Васильев вручил переходящее Красное знамя ВЦСПС и МПС, а в августе трудовой подвиг работников отмечен в приветственной телеграмме министра путей сообщения Б.П.Бещева.

Первую послевоенную пятилетку железнодорожники узла завершили успешно. За этот период среднесуточная погрузка выросла вдвое. Сверх задания были погружены десятки тысяч грузов. Улучшен оборот паровозов и вагонов. Важным событием стал перевод железных дорог на тепловозную и электровозную тягу. Началось строительство электрифицированного участка от станции Лихославль до станции Торжок. База депо Ржев пополнилась новыми товарными паровозами, современными станками и механизмами.

В последующие годы коллектив депо продолжал ставить рекорды. Старший машинист-новатор Иван Лучников стал основоположником движения тяжеловесников. Он первым провел состав, превышающий весовую норму на 100 тонн, а потом – и на 500 тонн. Последовав его примеру, подавляющее число паровозных бригад стало водить поезда с превышением веса в тесном сотрудничестве с диспетчерами, предоставляющими тяжеловесным поездам "зеленую улицу". Если на промежуточных станциях были грузы, то машинисты просили прицепить к составу дополнительную группу вагонов, увеличивая вес поезда уже не на 100–200, а на 400–500 тонн. Машинист Николай Кузьменко добился настоящего рекорда: он доставил из Оленино в Ржев состав, превышающий норму на 950 тонн.

В 1952 году на станции Ржев-II был построен современный вокзал, в 1958 году – Дом связи и АТС, радиофицированы два маневровых паровоза, завершена укладка кабельной канализации.

Но не только производственными результатами был знаменит Ржевский узел. Созданный на базе клуба железнодорожников коллектив хорового пения выступал на ВДНХ, духовой оркестр был признан лучшим в городе.

Самоотверженным трудом ржевские железнодорожники подняли из руин узел, помогли возродить родной город.

На фото:
Липский Иван Михайлович, машинист депо Ржев. Погиб в 1943 г. на Курской дуге.
Восстановительные работы на путях депо Ржев. Апрель-май 1943 г.
https://ozd.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=4792..
2 people reacted
138 views
14 people reacted
144 views
ИЗ ИСТОРИИ РЖЕВСКОЙ МУЖСКОЙ ГИМНАЗИИ

В 1901 году Ржевская мужская гимназия осуществила свой первыйShow more выпуск. Она находилась в районе Тетерино, на левом берегу Волги, недалеко от впадения в неё Холынки – на Троицком взвозе. Мужская гимназия в тот период – основной тип средней общеобразовательной школы, где учились дети дворян, чиновников, интеллигенции. Согласно данным на 1910-й, там обучались 343 гимназиста и работали 39 преподавателей.

СРЕДИ ЛУЧШИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
Гимназией управлял Педагогический совет. Принимали туда детей 8-9 лет – в приготовительные классы и с 10 лет – после домашней подготовки с учителем. В приготовительных и младших классах учились по 40 человек, в старших – 20-30, в выпускном –20-23 гимназиста.

Трёхэтажное здание гимназии классического стиля было построено ещё в конце XIX в. Но свой окончательный вид оно приобрело в начале ХХ (1905-1907 г.г.), когда её директором стал Павел Павлович Стеблов. За восемь с небольшим лет руководства (1901/1902 – 1909) это учебное заведение вошло в ранг лучших не только на уровне Тверской губернии, но и России. П.П. Стеблов проделал весьма большую работу – как по внутреннему и внешнему обустройству гимназии, так и в отношении кадровой политики – под его началом работали незаурядные личности, яркие, самобытные, профессиональные педагоги.

При Павле Павловиче было реконструировано само здание: оно стало трёхэтажным, с пристройками: в правом крыле разместился удобный актовый зал, в левом – гимнастический. Благодаря усилиям директора, удалось благоустроить и прилегающую к гимназии территорию: был построен лестничный спуск к Волге и Холынке, посажен парк-сад с деревьями ценных и редких пород, разбиты цветочные рабатки и клумбы.

Говоря о педагогическом коллективе Ржевской мужской гимназии, следует отметить, что его преподавательский состав набирали строго по конкурсу, а основные административные должности утверждали на уровне Московского учебного управления. В «личный состав» гимназии входили: директор, законоучители, преподаватели, надзиратели, врачи. Педагоги и наставники проходили серьёзный конкурс на свободные вакансии, большинство имели рекомендации на преподавательскую работу из губернских центров.

В гимназии изучали чистописание, родной, латинский и дополнительно – ещё два иностранных языка, литературу, историю, географию, математику, физику, химию. Обучение было платным. При этом подход к успеваемости был крайне жёстким: ко всем без исключения гимназистам предъявляли одинаковые требования – без скидок на социальное положение. Иногда за успехи в учёбе детей малоимущих родителей освобождали от платы за обучение. Более того, П. Стеблов в 1906 году для особо одарённых учеников учредил личную именную стипендию.

РАВНЕНИЕ НА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ!
Подробнее представим читателю некоторых учителей, работавших в мужской гимназии в начале ХХ века. Павел Фёдорович Симсон окончил историко-филологический факультет Московского университета, получив степень кандидата (1866 г.). С 1884-го по 19011902 год возглавлял Ржевскую гимназию, одновременно преподавал историю, географию, русский и латинский языки. С 1917-го – директор Ржевского историко-археологического музея (до августа 1922 г.). Почётный член Калужской, Рязанской, Тверской архивных комиссий. Коллекционер книг, старинных гравюр, монет и оружия. Значительная часть археологических находок, собранных П.Ф. Симсоном, экспонируется в зале археологии Государственного исторического музея в Москве. Автор многочисленных публикаций и отдельных книг по истории, краеведению и другим наукам.

Иосиф Иванович Каширин – выпускник физико-математического факультета с дипломом I степени (1902 г.). Преподавал в гимназии с 1903-го по 1918 год (и далее – во II школе) – математику, физику, космографию, методику арифметики. Организовал математический кружок. Также вёл делопроизводство и секретарские работы. Имел ряд научных печатных работ: «О преподавании космографии в женской гимназии» (Труды I математического съезда в Петрограде, 1913); «Решение задач в журнале «Математическое образование» (1914).

Вячеслав Антонович Вишневский окончил отделение естественных наук физико-математического факультета университета (1907). С 1909-го служил в Ржевской мужской гимназии. На 1910 год являлся преподавателем истории и географии – в старших классов, а также природоведения – в младших. Был одним из любимых учителей гимназистов. В 1910-1918 годах – член гимназического общества помощи студентам. В 1917м возглавил местное отделение Партии народной свободы; в 1918-м – вошёл в правление местного Учительского союза. Был осуждён за политические взгляды – после 1918 года его судьба не известна.

Выпускницей Петербургского пединститута являлась преподаватель иностранных языков Анна Павловна Антипенко (ко всему прочему она окончила курсы французского языка в Гренобле), работала в гимназии с 1901 года. Московскую духовную академию в 1902 году окончил Василий Ильич Таланкин, преподаватель словесности и географии. До переезда в Ржев он состоял в должности учителя истории и географии в Трубнинской женской гимназии и в Тульском реальном училище. В Ржевской мужской гимназии – с 1910 года.

Николай Тимофеевич Васильев (1869-1937, Ржев) – выпускник Тверской духовной семинарии и Московских регентско-учительских курсов. Учился хоровому пению у композитора Н.А. Римского-Корсакова (С.-Петербург). Преподаватель пения и методики пения, дополнительная специализация – родной язык. Учительствовал в женской и мужской гимназиях, епархиальном училище. В советское время и вплоть до середины 30-х годов ХХ века работал в педагогическом техникуме, школе №3. Преподавал хоровое пение в «Школе свободного художника Н.Л. Грешищевой». В 1918-м стал инициатором проведения в Ржеве Летних курсов хорового и школьного пения, куда со всей России приехали учителя народных школ и регенты. В том же году организовал «Центрохор» – смешанный 4-голосный хоровой ансамбль с участием более 60 человек (действовал до конца 20-х годов). Успешно сотрудничал со многими мастерами хорового искусства России (А.В. Никольский, А.В. Свешников, А.В. Александров и др.). Педагогический стаж музыканта составлял более 45 лет. Был награждён персональной государственной пенсией, различными профессиональными знаками отличия.

Тверскую духовную семинарию окончил Пётр Иванович Маслов, он был священником гимназии и Ильинской церкви. С 1891-го – полковой священник (Холмский пехотный полк, 1-й Уланский кавалерийский полк). Награждён орденами св. Анны 2-й степени с мечами и св. Владимира 4-й степени. Арестован 17 февраля 1931 года по «политической» 58-й статье. Особым совещанием при Коллегии ОГПУ 12 ноября 1931-го был приговорён к трём годам высылки на Север. Реабилитирован по заключению прокуратуры Калининской обл. 26 марта 1989 года.

«СОБИРАНИЕ» ИСТОРИИ
Вот так понемногу, с миру по нитке, и собирается воедино история нашего древнего края. Деятельность Ржевской мужской гимназии – один из множества пазлов в огромной картине нашего общего прошлого. Коллектив одного из лучших учебных заведений губернии, да и всей России, внёс значительный вклад в становление и развитие отечественного педагогического образования. Тем самым в полной мере выполнив свою культурно-просветительную миссию.

Ольга КУЗЬМИНА.

На снимках: мужская гимназия (начало ХХ в.); правое крыло здания (1910); Павел Павлович Стеблов (1850-1915), хор мужской гимназии и его руководитель Н.Т. Васильев; оркестр гимназистов (1912).
1 person reacted
100 views
Лена
7 people reacted
93 views