~~~ И.Ф.Стравинский ~ Igor Stravinsky ~~~
Описание: Фанаты Стравинского объединяйтесь!!!
"Мою музыку лучше всего понимают дети и животные."
"Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению - другое музыкальное сочинение."
Игорь Стравинский
СТРАВИНСКИЙ Игорь Фёдорович
(1882—1971) — рус. композитор, дирижёр. Сын певца Ф.И.Стравинского. В 1900 — 05 занимался на юридич. ф-те Петерб. ун-та. С детских лет учился игре на фп. у А. П. Снетковой и Л. А. Кашперовой. В 1903 — 05 брал уроки композиции у Н. А. Римского-Корсакова, к-рого называл своим духовным отцом. Мн. годы был дружен с С. П. Дягилевым. В “Русских сезонах” в Париже прошли премьеры балетов С. “Жар-птица” (1910), “Петрушка” (1911), “Весна священная” (1913), принесшие композитору мировую славу. С 1910 подолгу жил за рубежом. С 1914 обосновался в Швейцарии, с 1920 — во Франции, с 1939 — в США (в 1934 принял франц., в 1945 — амер. подданство). Вёл широкую конц. деятельность (дирижировал преим. собств. соч., выступал и как пианист). В 1962 состоялись авторские концерты в Москве и Ленинграде.
Творчество С. отличается образно-стилистич. множественностью, однако подчинённой в каждый творч. период своей стержневой тенденции. В т. н. рус. период (1908 — нач. 20-х гг.), вершинными произв. к-рого являются балеты “Жар-птица”, “Петрушка”, “Весна священная”, хореографич. сцены “Свадебка” (1917, окончат, вариант 1923), С. проявлял особый интерес к древнейшему и совр. ему рус. фольклору, к ритуальным и обрядовым образам, к балагану, лубку. В эти годы формируются принципы муз. эстетики С., связанные с “т-ром представления”, закладываются осн. элементы муз. языка “попевочный” тематизм, свободный метроритм, остинатность, вариантное развитие и т. д. В следующий, т. н. неоклассицистский, период (до нач. 1950-х гг.) на смену рус. тематике пришла антич. мифология, существ, место заняли библейские тексты. С. обращался к разл. стилевым моделям, осваивая приёмы и средства европ. музыки барокко (опера-оратория “Царь Эдип”, 1927), технику старинного полифо-нич. иск-ва (“Симфония псалмов” для хора и орк., 1930) и др. Названные соч., а также балет с пением “Пульчинелла” (на темы Дж. Б. Пер-голези, 1920), балеты “Поцелуй феи” (1928), “Орфей” (1947), 2-я и 3-я симф. (1940, 1945), опера “Похождения повесы” (1951) — не столько высокие образцы стилизации, сколько яркие оригинальные произв. (используя разл. историко-стилистич. модели, композитор в соответствии со своими индивидуальными качествами создаёт совр. по звучанию произв.). Поздний период творчества (с сер. 1950-х гг.) характеризуется преобладанием религ. тематики (“Священное песнопение”, 1956; “Заупокойные песнопения”, 1966, и др.), усилением роли вок. начала (слова), свободным использованием додекафонной техники (однако в рамках присущего С. тонального мышления). При всей стилистич. контрастности творчество С. отличается единством, обусловленным его рус. корнями и наличием устойчивых элементов, проявляющихся в произв. разных лет. С. принадлежит к числу ведущих новаторов 20 в. Он одним из первых открыл новые муз.-структурные элементы в фольклоре, ассимилировал нек-рые совр. интонации (напр., джазовые), внёс много нового в метроритмич. организацию, оркестровку, трактовку жанров. Лучшие соч. С. существенно обогатили мировую культуру и оказали воздействие на развитие музыки 20 в.
Рекомендуемая литература:
Хроника моей жизни, пер. с франц., Л., 1963;
Диалоги. Воспоминания..., пер. с англ., Л., 1971;
Статьи и материалы, М., 1973;
И. Стравинский — публицист и собеседник, М., 1988.
Асафьев Б. В., Книга о Стравинском, Л., 1977;
Стравинская К. Ю., О И.Ф.Стравинском и его близких, Л., 1978;
Друскин М.С., И.Стравинский. Личность, творчество, взгляды, Л., 1982;
Ярустовский Б. М., И.Стравинский, Л., 1982;
и др.
ссылки на музыку в mp3:
http://musicfond.com/artist.phtml?id=97186&album=126842
http://mp3.alkar.net/browse/4445/13430.html
http://www.orfeo.ru/stravinsky1.html
http://www.idd