Любители Пупышево
Описание: Пупышево — географический феномен, возникший на наших глазах. С точки зрения административной это просто деревня Кисельнинской волости Волховского района. Но такая деревня, население которой в летнее время превышает 100 тысяч человек — то есть больше, чем в любом городе Ленобласти. К примеру, райцентр Волхов насчитывает лишь около 50 тысяч жителей. По площади Пупышево обширнее Петергофа, Ораниенбаума или Гатчины. Точную численность пупышевского населения определить невозможно, поскольку она имеет пульсирующий, отчётливо сезонный и даже погодный характер. Подсчёту поддаются только номинальные землепользователи, члены садоводческих товариществ — их более 20 тысяч.
Пупышево очень похоже на Петербург некоторыми своими особенностями: во-первых, как и Северная Пальмира, оно возведено на болоте. Во-вторых, все пупышевцы являются петербуржцами. В-третьих, градостроительная сетка селения образована улицами, пересекающимися под прямым углом — как на Васильевском острове. Но есть и существенная разница. В отличие от Петербурга, в Пупышеве нет не только Невы, но и вообще какой-либо природной водной артерии. Кроме того, все без исключения пупышевцы, в отличие от иных петербуржцев, — садоводы и огородники.
Истории Пупышева в письменном виде не существует вовсе. Летописей тут никто не вёл, в библиографии Волховского района Пупышево не упомянуто, в «Словаре географических названий Ленинградской области» оно тоже отсутствует. Известный автор-краевед А. Даринский в своей последней книжке «Приневский край» (2000 г.) посвятил Пупышеву одну фразу. Одним словом — фантом.
Три фактора способствовали зарождению второго по величине конгломерата садоводств в Ленинградской области: особенности так называемого Лужско-Волховского ландшафтного округа; железнодорожная активность начала XX века и знаменитая в свое время Продовольственная программа КПСС.
Территория нынешнего Пупышева к западу от реки Волхов и к югу от Ладожского озера заселена была ещё в глубокой древности. На южном берегу Ладожского озера в XIX веке были обнаружены стоянки неолитического человека III—II тысячелетия до н.э., неподалёку от Пупышева найдены грунтовые могильники финского поселения первой половины I тысячелетия н. э., а расположенная в 25—30 км к юго-востоку древняя столица Руси Старая Ладога в прошлом году отметила свое 1250-летие. Земли от Волхова до Луги назывались Водской пятиной Господина Великого Новгорода. К 1500 году там имелось 4 погоста, 398 деревень с 1237 тягловыми мужиками.
Земли будущего садоводства относилась к Теребужскому погосту. Позже это — Новоладожский уезд Петербургской губернии. Население уезда считалось для России очень плотным. Впрочем, деревни и сёла теснились либо вдоль Волхова, либо вдоль Балтийско-Ладожского уступа от села Войбокало до Старой Ладоги в 10—20 километрах севернее будущего Пупышева. Названия деревень очень красивы: Гнилки, Гнори, Пали, Лужа, Кути, Мурма (Нурма), Кипуя и другие. На берегу Ладожского озера располагалась Кобона. Всего в уезде к началу XX века было 18 тысяч крестьянских дворов с 67 тысячами крестьян. Помещиков насчитывалось 220 человек. В уезде было более 100 церквей и часовен, 4 монастыря, 30 кабаков. Современники отмечали, что «сеть земских дорог, протяжением свыше 500 вёрст, едва поддерживается на ассигнования в 10 000 руб. просёлочные же — вовсе не проездимы».
Нынешнее Пупышево лежит в северной части Волховского плато, на так называемых кипуйских высотах. Это восточная оконечность глинта — древнего берега Балтийского моря — берега, известного горожанам по Дудергофским и Пулковским высотам. Плоское водораздельное положение местности, с которой стекают две речки — Чаженка на юг и Елена на север, — обусловило формирование огромного верхового болота. При наличии соседних дренированных территорий здесь селиться никому не приходило в голову. Так эта местность и пустовала до начала XX столетия. Ближайшей к будущему Пупышеву с запада была владельческая деревня Пурово. В ней в 1862 го