Домра
Описание: Домра - древнерусский старинный музыкальный инструмент. Этимологические разыскания в родственных славянских языках показывают, что термин "домра" не славянского происхождения, т.к. подобные корни в них отсутствуют. Вероятно, слово "домра" тюркского происхождения (танбур, домбур, дунбара, думбра, домбра, домб, домра).
Учёные предполагают, что древним предком нашей русской домры явился египетский инструмент, получивший у греческих историков наименование «пандура», и бывший в употреблении уже за несколько тысячелетий до нашего времени.
Инструмент этот под названием «танбур», возможно, проник к нам через Персию, торговавшую с Закавказьем.
У разных народов до сих пор бытуют инструменты близкие домре: у грузин – чунгури и пандури, у южных славян – танбура, у украинцев – бандура, у туркменов – дуатар, у монголов – домбур, у киргизов и татар – думра, у остяков – домбра, у калмыков – домр. В Европу подобные инструменты проникли в раннем средневековье и получили наименование лютневых. Именно лютня стала впоследствии родоначальницей таких многострунных инструментов, как виола, мандолина, гитара.
Первые сведения о бытовании у древних русов музыкального инструмента танбуровидного типа принадлежат перу арабских путешественников IX -X столетий. Не располагая однако, прямыми указании на то, что речь идёт о домре, можно выдвинуть гипотезу о наличии такого инструмента у восточных славян.
Первым русским историческим письменным свидетельством о домре можно считать запись в старинной новгородской книге конца XV - начала XVI веков о Калинке - "домрачее". В переписных документах этого периода профессии "домрачей" и "доморник" встречаются неоднократно.
Непосредственное название инструмента обнаруживается только в памятниках XVII столетия. В 1627 году русский живописец Симон Ушаков составил описание древней стенной росписи Грановитой палаты московского Кремля (сооружение которой относится к 1487-1491 гг.). В описании Ушаков дважды упоминает название инструмента: "человек играет в домру" и "сидят подле стола на скамье люди и играют в гусли и в скрипки и в свирели и в волынки и в домры".
Неоднократны упоминания о домре в административной документации XVII века: в указах, грамотах, памятях, посланиях. В них домра фигурирует как атрибут скоморошьего ремесла, обычно в совокупности с другими инструментами: гуслями, волынками, сурнами, бубнами и т.д.
К тому же времени относятся поговорки "рядъ скомрахъ о своихъ домрахъ". "любить - игра, купить - домра", " у Ерёмы гусли, у Фомы домра". Они дают повод предполагать, что ударение в названии инструмента падало на последнюю "а".
Итак, в разных литературных источниках русского происхождения фигурирует слово "домра". Помимо того мы располагаем вариантами названий "домришка", "домра большая басистая". Вероятно употреблялись и другие: альтовые, теноровые домры.
Основываясь на материалах можно прийти к выводу о популярности домры не только в народной среде, но и в дворцовом быте XVII в. В царствование Михаила Фёдоровича при дворцовой потешной палате рядом с гусельниками и бахарями состояли домрачеи. Неоднократно упоминаются такие имена, как Богдан Путята, Андреюшка Фёдоров, Васька Степанов и др.
Главными исполнителями на домрах были скоморохи и были они не только музыкантами, но и актёрами, плясунами, акробатами и балагурами. (Само слово "скоморох" происходит от арабского "maskhora" - смех, насмешка.) В Древней Руси центром поселения скоморохов стал Великий Новгород. Представители этой профессии пользовались в "вольном" городе большой честью.
Скоморохи были главными зачинщиками песен и плясок. Своим весельем и "гудьбой" они не только развлекали народ, но и заставляли подражать себе. Потому, при царствовании Алексея Михайловича прозванного "тишайшим" по инициа